Шестая попытка принять закон о «Справедливая Россия» Николай Левичев внес в Госдуму законопроект «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления»

04 февраля 2014 г.

17 декабря 2013 года Вице-спикер Государственной Думы, член фракции«Справедливая Россия» Николай Левичев внес в Госдуму законопроект «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления». Это уже шестая попытка принять закон, призванный урегулировать отношения, связанные с продвижением интересов коммерческих структур в органах власти. 

В связи с вышесказанным, Международный институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ совместно с Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти организовали круглый стол «Законодательное регулирование деятельности, связанной с продвижением интересов коммерческих структур в органах власти», который состоялся 4 февраля 2014 г. в Зале заседаний Ученого совета РАНХиГС.

В ходе Круглого стола выступили:

— Лепехин Владимир Анатольевич, депутат Государственной Думы 1 созыва, руководитель рабочей группы по разработке законодательства о регулировании лоббистской деятельности; в н/время — директор Института ЕврАзЭС,

— Ильичева Людмила Ефимовна, доктор политических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ;

— Толстых Павел Александрович, Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, кандидат политических наук,

и другие специалисты.

Темы для обсуждения:

  • Институционализация лоббизма в РФ.
  • Закон о лоббизме как одна из мер противодействия коррупции;
  • Причины неудач в принятии российского законодательства, регламентирующего лоббистские отношения;
  • Перспективы принятия закона «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления»;
  • Какие положения регулирования лоббизма в различных странах могут быть применены в России.

 

Владимир Лепехин,

Директор Института ЕврАзЭС

 

Законодательное регулирование лоббизма в контексте политической ситуации в современной России

(выступление на Конференции в РАНХиГС 04.02.2014 г. на тему«Законодательное регулирование деятельности, связанной с продвижением интересов коммерческих структур в органах власти»

 

Прежде, чем высказать свое отношение к обсуждаемой нами сегодня законодательной инициативе парламентской фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе, я хотел бы высказать ряд суждений по поводу того, в каком состоянии находится политическая среда современной России.

Главная онтологическая характеристика этой среды заключается в том, что последние 20 лет – начиная с примерно 1995 года — политическая система страны практически не развивается. Здесь следует заметить, что политический процесс носит циклический характер, а потому ситуация 20-летней давности во многом воспроизводится и сегодня. Во всяком случае, я вижу определенные параллели между 1993-им годом и 2014-ым в том смысле, что, как и накануне принятия в России новой Конституции, мы столкнулись сегодня с исчерпанностью старой модели политической системы и с необходимостью, таким образом, её существенного и принципиального переформатирования.

Обратите внимание, что после принятия Конституции РФ в 1993 году за два года Государственной Думы первого созыва были приняты почти все политические законы, по которым мы сегодня живем (закон «Об общественных объединениях», «О профсоюзах», «О политических партиях», «О митингах шествиях, демонстрациях…» и т.п. Группой думских разработчиков названных законопроектов, которую в тот момент возглавлял ваш покорный слуга, была предпринята попытка продвинуть также пакет проектов федеральных законов, связанных с наделением определенными правами и возможностями структур гражданского общества, среди них: законопроект«О правовых гарантиях оппозиционной деятельности», «О финансирования политических объединений» и обсуждаемый нами сегодня проект ФЗ «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». (Из этих трех законопроектов до голосования в Госдуме дошел только один — последний.)

К сожалению, начиная со второй Думы, после переизбрания Президентом РФ Бориса Ельцина в 1996 году, начался разворот законотворческой деятельности от разработки и внедрения политических инноваций к ужесточению административного контроля за политической средой и соответствующей корректировки политического законодательства в сторону его ужесточения. Так что, начиная примерно с 1996 года и до сего дня в политической системе России не внедрена ни одна сколько-нибудь принципиальная инновация. Скорее, наоборот: все законы и законопроекты, принятые и разработанные первой Думой, были впоследствии скорректированы в направлении усиления роли бюрократии в управлении политическими институтами. Ну нельзя же назвать инновациями, к примеру, создание декоративного Государственного Совета, ряда формируемых аппаратами государственных ведомств общественно-экспертных структур при органах исполнительной власти или кулуарно и «сверху» формируемый Общественный совет по развитию гражданского общества при Президенте РФ.

В этом смысле нынешняя законотворческая инициатива «Справедливой России», связанная с попыткой установления правил не парламентского и не уличного взаимодействия общества и власти, безусловно, актуальна, оправданна и нужна. Более того, она — в тренде, поскольку власть сегодня стремится к тому, чтобы продемонстрировать и борьбу с коррупцией, и модернизацию политической системы, и обратную связь с обществом. (Здесь я хочу отметить: именно продемонстрировать, но не добиться реального результата). С другой стороны, практическая ценность данной инициативы равна, с моей точки зрения, нулю.

Дело в том, что разного рода законотворческие инициативы сегодня по-прежнему находятся вне контекста инновационной проблематики, вне реальных потребностей той части российского общества, которое стремится к развитию, а не к стагнации политической системы.

Я уже обратил внимание на то, каким был контекст формирования новой политсистемы 20 лет назад. В 1994 году, сразу же после принятия новой Конституции РФ, нужно было законодательно закрепить модель Президентской республики, создав, таким образом, рычаг для главы государства, оперевшись на который он мог бы преобразовать страну… Но ни «поздний» Ельцин, ни «ранний» Путин, как известно, не смогли или не захотели воспользоваться этим рычагом и если и использовали потенциал Президентской республики, то в основном для бетонирования бюрократической «вертикали», а не для осуществления в стране модернизации.

Этот рычаг был использован не с целью развития политических институтов новой России, а, напротив, с целью стабилизации и «подмораживания» политической системы, сформированной, как я уже отметил, в середине 90-х годов. За двадцать последних лет во многом была восстановлена советская система административного управления, и сегодня её неэффективность очевидна на всех уровнях принятия решений. В результате и по сути, в данный момент в России созрели базовые предпосылки для нашего собственного российского «майдана». Полагаю поэтому, что в нынешней ситуации закон, регулирующий лоббизм, – в случае, если он будет принят,- станет такой же инфракрасной ловушкой гражданских интересов, как и аппаратно созданные Общественная палата, так называемое Общественное телевидение или медведевское псевдооткрытое правительство.

Так вот: сегодня важно осуществить системный переход по всему фронту политических институтов страны на инновационную политическую систему, при которой бессмысленно и даже вредно плодить декоративные структуры – как своего рода новые тромбы в российском организме. И Закон о регулировании лоббизма должен стать одним из элементов новой инновационной политической системы, в которой должны быть созданы условия и для участия граждан во власти, и для её (власти) деолигархизации.

Поясню свою мысль о необходимости внедрения в России инновационной политической системы на примере.

Так, ни для кого не секрет, что мы сегодня зациклились на идее формирования трехветвевой системой власти, придуманной более 300 лет назад Джоном Локком. При этом современные российские элиты на деле не способны сформировать даже три полноценных ветви, довольствуясь полутораветвевой системой власти, в то время как в Китае, к примеру, действует восемь ветвей, а в США, по факту, шесть.

С моей точки зрения, для того, чтобы выйти из политической стагнации и предупредить тем самым формирование в России «майданных» настроений, нашим политическим элитам целесообразно для начала зафиксировать переход хотя бы к пятиветвевой системе власти. Такой переход требует завершения формирования полноценных полномочных и суверенных парламентской и судебной (второй и третьей) ветвей власти; во-вторых, Президент страны должен выйти за пределы исполнительной власти, дабы представлять самостоятельную (четвертую) ветвь управления, контролирующую силовые структуры, а в-третьих, еще одной самостоятельной, не чиновной (пятой) ветвью должна стать гражданская власть.

И вот в рамках формирования новой, гражданской ветви власти и нужно законодательно закрепить разного рода процедуры участия в принятии государственных решений гражданами, экспертами, предпринимателями и другими социальными группами. Гражданским структурам нужно дать возможность не просто стучаться в двери кабинетов чиновников, но реально участвовать в принятии государственных решений… Словом, законодательство о лоббизме (не важно, какое мы будем использовать при этом определение – «лоббизм» или «представительство») объективно необходимо, но принимать закон или какие-то иные нормативные акты о его регулировании целесообразно в СИСТЕМЕ – в пакете целой группы инновационных политических законопроектов, призванных трансформировать политическую среду и политические институты современной России в направлении роста её эффективности и конкурентоспособности. Я уже не говорю о необходимости о ключевой идеи развития политической системы – расширении пространства реального народовластия, что невозможно без создания и законодательного закрепления процедур и правил развода власти и бизнеса и формирования прозрачных правил и эффективных процедур продвижения обществом своих интересов во властных структурах.

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!