Доклад П. Т.Харитонова на Международной научно-практческой конференции «Актуальные проблемы и тенденции развития современной науки и образования в условиях новой индустриализации экономики знаний»

06 марта 2014 г.

Основой успешного развития и функционирования науки, производства, экономики, социальной и культурной сфер, инженерной и транспортной инфраструктур является человек, его профессиональный и нравственный уровень. Технологический бум последних десятилетий лишь усилил влияние профессионального и нравственного фактора каждого специалиста на благополучие и безопасность жизнедеятельности многих тысяч людей.

В интересах общества обеспечить благоприятные условия для выявления детей и подростков, способных к техническому творчеству, мотивации их с детского сада и начальных классов на занятие техническим моделированием, дизайном, конструированием и изготовлением различных интересных поделок. Это первый, начальный или подготовительный уровень работы многоуровневой технической школы. Объектами отбора и последующего обучения на этом уровне являются дети в возрасте от 5 до 10 лет дошкольного и младшего школьного возраста. На втором – среднем уровне выбора профессиональной направленности и профессионального роста – объектами обучения будут дети и подростки школьного возраста от 10 до 17 лет. В процессе предыдущего и в начале этого уровня выявляются индивидуальные способности и предпочтения обучаемых с последующим профессиональным ростом каждого в выбранном направлении специализации. Фактически на этом уровне обучаемый приобретает знания в объеме общеобразовательной школы и при этом приобретает профессиональные умения и навыки работы в русле выбранной траектории его профессиональной подготовки, в том числе:

  • теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • системное мышление и применение полученных знаний и умений для решения конкретных научно-технических задач;
  • знания истории развития техники и технологий преимущественно в русле выбранной профессиональной траектории.

     Второй уровень профессиональной подготовки завершается с окончанием школьного обучения и предполагает завершенный осознанный выбор профессиональной траектории каждого обучаемого, с получением квалификации среднего уровня по своей профессиональной траектории. В процессе обучения на этом уровне дети и подростки исследуют, проектируют, изготавливают и испытывают изделия, системы и технологии среднего уровня сложности, участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и выставках детского и молодежного технического творчества.

    Третий – высший уровень профессиональной подготовки творческих инновационных специалистов – проводится, как и частично — второй уровень — в формате единого процесса «обучение – разработка». Суть этого процесса – в совмещении обучения выбранной профессиональной специализации по программе того или иного высшего учебного заведения с участием в разработке и коммерциализации востребованного временем инновационного проекта. Разработка будет осуществляться в формате малого инновационного предприятия, в составе творческой инновационной команды. Финансирование разработки предоставляется малому предприятию, а члены творческой инновационной команды являются его сотрудниками со всеми правами и обязанностями работника малого инновационного предприятия. Общественно – полезными результатами высшего уровня профессиональной подготовки в многоуровневой инновационной школе будут:

— специалисты и инновационные команды, способные создавать и коммерциализировать новые изделия, технологии и системы;

— успешно работающие в сфере техники и технологий малые наукоемкие предприятия;

— новые системы, изделия, технологии и услуги, созданные и реализуемые малыми предприятиями;

— рост авторских молодежных научных публикаций, разработок и изобретений;

— рост занятости молодежи в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства и услуг;

— рост объема производства и номенклатуры импортозамещающей продукции в странах ЕврАзЭС.

  В формате деятельности региональных филиалов Евразийской многоуровневой инновационной технической школы планируется участие приглашенных специалистов, формирование смешанных инновационных команд обучаемых из стран-участниц ЕврАзЭС, а также совместное производство и реализация новой продукции и технологий.

 

Актуальность работы.

В профессиональном спорте уже давно практикуется многоуровневая индивидуальная и командная подготовка спортсменов, начиная с 5-6 летнего возраста и до достижения мировых результатов – именно благодаря этой методике стали возможны выдающиеся спортивные достижения в различных видах спорта.

   В динамично развивающейся сфере техники и технологий от качества профессиональной подготовки специалистов напрямую зависит результативность их деятельности. Число патентуемых новых технических решений в той или иной стране мира напрямую связано с уровнем товарной интервенции этой страны на мировом рынке.

   Страны ЕврАзЭС смогут увеличить объемы собственного производства, защитить свои и расширить новые рынки сбыта за счет инноваций, в основе которых должна быть интеллектуальная собственность, созданная и запатентованная в границах единого пространства ЕврАзЭС.

Эффективность непрерывного многоуровневого процесса обучения

       В результате многоуровневой профессиональной подготовки инновационных специалистов в формате Евразийской школы будут обеспечены расширенная генерация, разработка, производство и коммерциализация новых изделий, технологий и систем, совмещенная с процессом профессиональной подготовки творческих инженерных специалистов в сжатые сроки.

     Штатная работа ЕМИТШ [1] позволит выявлять и мотивировать детей, способных к научно-техническому творчеству, к рациональному выбору и формированию их профессиональной траектории. Обучение в ЕИМТШ станет престижным, снизит вероятность подпадания наиболее активных и способных детей и подростков под неблагоприятное внешнее влияние. Творческая работа обучаемых в составе инновационной команды позволит им приобрести умение генерировать и доводить до практической реализации новые конкурентоспособные научно-технические решения, технологии и изделия. В малых наукоемких предприятиях, в виде которых оформлены инновационные команды, будут местом трудоустройства обучаемых как в процессе обучения, так и после выхода этих предприятий в самостоятельный бизнес. Конкурентоспособная продукция малых инновационных предприятий позволит увеличить налогооблагаемую базу в месте их размещения. Результаты разработки инновационных команд будут оформлены инновационными патентами и публикациями в научно-технических изданиях. Выпускники школы самостоятельно продолжат создавать новые изделия и технологии, мотивировать и вовлекать в научно-техническое творчество новых участников из молодежной среды. Результатом деятельности таких коллективов или отдельных подготовленных специалистов могут быть и разработки, передаваемые профильным промышленным предприятиям.

 

Заключение

   Природные ресурсы России тают на глазах. Объем ежегодной добычи нефти на нашей планете составляет 40 миллиардов баррелей. Этот объем нефти нарождался в недрах Земли за 1 миллион лет, а расходуется за один год! Более ста лет назад великий русский ученый Д.И. Менделеев говорил: «Сжигать нефть все равно что топить печку ассигнациями». На сегодняшний день более половины накопленных природой за 150 миллионов лет запасов нефти на территории России израсходовано. Россия сможет снизить добычу и продажу углеводородного топлива замещением экспорта энергоресурсов экспортом объектов интеллектуальной собственности, новых технологий и товаров. Над Россией, основным источником доходов которой является продажа углеводородного топлива и природных ресурсов, висит «домоклов меч» экологической и экономической катастрофы. Безальтернативным вариантом устранения этой угрозы является инновационный прорыв в области техники и технологий на основе объектов интеллектуальной собственности, востребованных временем.

      Главным звеном системы генерации объектов интеллектуальной собственности и производства новых товаров и технологий являются инновационные специалисты – творческие инженеры, изобретатели, пытливые искатели новых технических решений, подготовка которых будет успешной в формате реализации единого процесса«разработка — образование» в стенах ЕИМТШ. 

      Одной из причин мирового экономического кризиса является несоответствие системы образования требованиям времени. В результате этого несоответствия общество теряет возможности использования человеческого потенциала на пользу своего инновационного развития. Вариант профессиональной подготовки в формате ЕМИТШ во многих деталях апробирован на практике [2-9] и позволит готовить творческих инновационных специалистов для успешного научно-технологического развития стран ЕврАзЭС. В то же время для его реализации необходимы совместные действия министерств образования, науки и экономического развития стран — участниц ЕврАзЭС. Проект ЕМИТШ представлен и обсужден на международных научных конференциях [10-15]. Получена высокая оценка проекта со стороны независимой экспертизы международного уровня [16-17].

    Безотлагательные инфраструктурное и финансово-экономическое обеспечение процесса воспроизводства творческих специалистов в сфере техники и технологий в формате единого процесса «разработка / образование» в виде Евразийской многоуровневой инновационной школы им. П.А. Столыпина должны стать первостепенной государственной задачей.

 

 

 

Список источников информации

  1. Инновационный проект: «Евразийская многоуровневая инновационная техническая школа (ЕМИТШ) имени Петра Аркадьевича Столыпина»

Сайт «Институт ЕврАзЭС», раздел «Инновационные проекты».

  1. Харитонов П. Т. Российская судьба великого ученого.// Ж. Биржа интеллектуальной собственности. М, №1, 2006, с.17-21.
  2. Харитонов П. Т. Единый процесс профессионального обучения инновационных команд и коммерциализации инновационных проектов в структуре молодежного бизнес-инкубатора.// Труды международного форума FORUM 2007, Москва, 2007, том 1, с 96-98.
  3. Харитонов П. Т. Пути решения кадровой проблемы инновационного развития России. // Сб. трудов международной конференции «Инноватика 2008», Ульяновск, 2008, с. 284-285.
  4. Харитонов П. Т. Единый процесс «разработка / образование» как вариант профессиональной подготовки инновационных специалистов в области техники и технологий. Статья на конкурс аналитических работ им. А.А. Пинского, 2009. Сайт www. pr-rapid.ru

6. Харитонов П. Т. Молодежный технопарк – центр по подготовке инновационных специалистов для работы в сфере техники и технологий.//Ж. Интеграция образования. Минобрнауки РФ, №4, 2010, с. 12-15.

7. Ахметов Б. С., Харитонов П. Т. Молодежный технопарк технического

университета.// Мат. МНПК «Информационные технологии в образовании и науке» «ИТО-Самара-2011» 2011, Самара — Москва, с. 386 – 388.

8. Айтимов А. С.,Ахметов Б. С., Харитонов П. Т. Подготовка нновационных спе-      циалистов для сферы техники и технологий в рамках Российско-Казахстан-   

ского сотрудничества.      Сб. материалов международного симпозиума «Качество образования и акредитация в высшей школе: вызовы XXI века». Алматы, КазНТУ, 2011, с.46-51.

9. Айтимов А. С., Ахметов С. М., Лепехин В. А., Харитонов П. Т.                            Молоде жный  студенческий технопарк«НООСФЕРА». 20 инновационных     разработок технопарка. //Учебное пособие НОК КазИИТУ.   г. Уральск,

ЗКФ НИА РК, 2012, 104 с.

10. Айтимов А. С., Ахметов Б. С., Харитонов П. Т. Научно-образовательная миссия  Российско-Казахстанского консорциума НИИКЭНТ. Труды II Международной НПК «Информационно- инновационные технологии: инновация науки, образования бизнеса». РК. г. Алматы, КазНТУ, том 1, 1-2 дек. 2011, с.58-60.

11. Ахметов Б. С., Харитонов П. Т. Региональный мультикластерный

Центр КОКС как основа для создания новых инновационных предприятий.                         Труды III МНПК»   качества IT образования: На пути к информационному обществу». г.Алматы. 26.10.2011, с.27-30.

12. Ахметов Б. С., Лепехин В. А., Харитонов П. Т. Евразийская многоуровневая инновационная техническая школа — новый формат подготовки профессионалов для сферы техники и технологий. Ж. «Евразийское сообщество», г. Алматы, 2012, №2(78), с.76-79.   

 13. B. Akhmetov, P. Kharitonov. Professional Training of Ingineers at the Euro-Asian Multi-level Innovativ technical School.// Modern Science: Problems and Perspectives. International Center for Education & Tecnology (ICET), USA, 2013, Volum 4, p. 363-366.   

14. Айтимов А., Ахметов Б., Харитонов П., Касымбеков Е., Сулеймен С.. Роль PR — технологий в профессиональной подготовке творческих инновационных специалистов для сферы техники и технологий. Материалы МНПК: «The role of PR-IM the developmentof Kazakhstan´s science and education».Алматы, «Казак университет», апрель 2013, с. 24-27.

15. Ахметова С. Т., Лепехин В. А., Харитонов П. Т. Профессиональная подготовка      

инженеров в формате Евразийской Многоуровневой Инновационной Технической Школы. Сб. научных тр. по матер. заочн. МНПК от 30.11.2012г., Липецк, с. 198-200.

16. Золотая медаль и диплом Международного жюри Салона АРХИМЕД-2012. Награждены НИИКЭНТ и КазИИТУ (Авторы Айтимов А. С., Ахметов Б. С., Ахметов С. М., Лепехин В. А. и Харитонов П. Т.). За разработку «Молодежный студенческий технопарк „НООСФЕРА“ как Центр развития молодежного предпринимательства». Март 2012 г., Москва.

17. Золотая медаль и диплом Международного жюри Салона АРХИМЕД-2013. Награждены НИИКЭНТ и КазИИТУ (Авторы Харитонов П. Т., Лепехин В. А. и др.) за разработку: «Евразийская многоуровневая инновационная техническая школа (ЕМИТШ)».

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!