На страже промышленной безопасности России

15 июня 2013 г.
Промышленное развитие ХХ века открыло перед человечеством массу новых возможностей, без которых просто невозможно представить себе современную жизнь. Рост промышленного производства сопровождался интенсивным строительством заводов и фабрик; бурным развитием нефтегазовых, химических, металлургических, горнодобывающих предприятий... Человеческая мысль никогда не стояла на месте, пытаясь найти оптимальные источники энергии. Построив гидроэлектростанции, мы подчинили себе энергию водного потока; затем, возведя атомные станции, мы стали использовать ядерную энергию. Однако все это не сделало нашу жизнь полностью безопасной. Ведь многие промышленные объекты либо производят что-то горючее, токсичное, окисляющее, взрывчатое и прочее вредное для человека и окружающей среды, либо используют это для получения того же топлива, энергии, сплавов, удобрений... Из-за этого такие предприятия относятся к опасным производственным объектам, аварии на которых могут угрожать жизни людей, наносить значительный экологический ущерб, губить флору и фауну. Не говоря уже о материальной составляющей такой трагедии... Именно поэтому так важно обеспечить безопасность производственных объектов, все-таки легче предотвратить аварию, чем потом долгие годы бороться с ее последствиями. Ярким примером такой катастрофы могут служить трагические события апреля 1986 года — эхо Чернобыльского взрыва «не стихает» уже третий десяток лет!
Зона отчуждения недалеко от Чернобыльской АЭС. © Sergey Kamshylin | Shutterstock.com
Как же обезопасить нашу страну, нашу Землю от подобных техногенных аварий, как не стать следующими жертвами промышленной революции? На эти и многие другие вопросы нам ответит Президент Группы компаний «Промышленная безопасность», доктор технических наук, профессор Вячеслав Иванович Сидоров.
— Уважаемый Вячеслав Иванович, в какой момент стало ясно, что «творения» рук человеческих — опасные производственные объекты — «объявили своим создателям войну», и что нам просто необходимо государственное регулирование в области промышленной безопасности?
— Важность обеспечения промышленной безопасности на повестку дня поставило само промышленное развитие ведущих индустриальных стран. В 1970–1980-е годы сначала в западных, а потом и в других странах произошли крупные аварии на объектах, использующих или производящих опасные вещества. Эти катастрофы дали четкий сигнал ученым, а потом и властям, что для устойчивости промышленного развития одной лишь традиционной техники безопасности уже недостаточно. Осмысление аварий не только ставит запретный барьер, но и намечает новый вектор безопасного развития страны — в этом основная задача обеспечения промышленной безопасности, и как научной дисциплины, и как процедуры государственного регулирования.
Индустриальный пейзаж: трубопровод. © Oleinik Dmitri | Shutterstock.com
Для нашей страны жизненно важные вопросы обеспечения промышленной безопасности стали особенно актуальны в начале постсоветских реформ 90-х годов. Именно в тот момент промышленность претерпевала жесткие формационные изменения, и нужно было предупредить, прогнозируемый многими видными экспертами, вал техногенных катастроф. Можно сказать, что общими усилиями ученых, специалистов, промышленников и государственных деятелей эту задачу тогда в значительной мере выполнили, приняв в России в 1997 году Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ряд подзаконных актов. Это, конечно, не означает, что промышленных аварий с тех пор не было и не будет вовсе.
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (2009 год). © Wikipedia
— К сожалению, это так... Ярким примером может служить крупнейшая катастрофа, произошедшая в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС. Причиной аварии Ростехнадзор назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, повлекшее за собой затопление всей станции. Получается, что ответственные службы не доглядели за техническим состоянием объекта или не приняли мер к устранению неполадок.
— Действительно, промышленность не всегда уделяет должное внимание вопросам безопасности. По данным, например, американского федерального агентства CSB, которое анализирует аварии с опасными веществами, недавняя катастрофа в августе 2012 года на нефтеперерабатывающем заводе фирмы Шеврон в городе Ричмонде, США, произошла из-за элементарной коррозии технологического трубопровода. К сожалению, повсюду бизнес борется за снижение барьеров, за сокращение непроизводственных затрат, которые не несут прямой и быстрой прибыли. Но при этом забывает об опасностях, сопровождающих эти процессы. Поэтому сегодня пристальное внимание уделяется новациям в области промышленной безопасности, именно как составной части индустриального развития. Значительная часть инновационных отечественных и зарубежных разработок реализована последними изменениями в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Совместными усилиями государства, промышленников и научного сообщества постоянно совершенствуются методы предотвращения аварий на опасных производствах. Собственно говоря, одной из основных задач Группы компаний «Промышленная безопасность» является как раз поиск научного обоснования подходов к предупреждению техногенных аварий.
Авария на нефтеперерабатывающем заводе фирмы Шеврон в США. © CSB
— Вячеслав Иванович, вами и вашей командой еще в конце прошлого века были заложены научные основы государственного регулирования в области промышленной безопасности нашей страны. Посетителей погодного сайта интересует, в первую очередь,как учитывается погодный фактор и учитывается ли он вообще при разработке нормативных документов по промышленной безопасности?
— Если речь идет о тяжелых авариях с выбросом летучих опасных веществ, то состояние атмосферы в приземном слое является важнейшим фактором, влияющим на масштаб негативных последствий. Тут необходимо учитывать скорость и направление ветра, стратификацию атмосферы, то есть распределение температуры воздуха по высоте, которое определяет интенсивность вертикальных перемещений воздуха. Например, наличие в нижней тропосфере инверсии температуры говорит о том, что все загрязняющие вещества будут скапливаться в приземном слое. Погодные условия могут очень сильно усугубить возможные последствия техногенных аварий. Можно вспомнить крупнейшую отечественную аварию — разрыв продуктопровода со сжиженными углеводородами под Уфой в 1989 году. Тогда именно из-за неблагоприятных метеорологических условий тяжелый газ скопился в низине, и сформировалось взрывоопасное облако. Мощный взрыв прогремел в момент прохождения двух пассажирских поездов... Возможно, при других погодных условиях эта утечка из продуктопровода не привела бы к взрыву. Поэтому погодный фактор занимает важное место во всех действующих нормативах оценки размеров зон поражения при аварийных выбросах опасных веществ. Это отражено, например, в «Методических указаниях по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в декабре 2007 года. Мы не имеем права пренебрегать природными факторами, тем более что они очень часто становятся важной причиной техногенных катастроф.
Взрыв газопровода в Москве (2009 год). © Wikipedia
— А каких катастроф на земном шаре случается больше: техногенных или природных?
— Вообще, в мире случается намного больше природных катастроф, и людей в них гибнет гораздо больше. Достаточно вспомнить сильнейшее подводное землетрясение в Индийском океане в 2004 году, которое вызвало самое смертоносное цунами за всю современную историю. Однако в промышленно развитых странах ущерб от техногенных аварий уже сравним с ущербом от стихийных бедствий. Поэтому во многих государствах уже давно принято страховать техногенные риски на опасных производственных объектах. Что касается России, то с 2012 года у нас введена процедура обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов.
Цунами в Тайланде (2004 год). © Wikipedia
— Не могли бы вы рассказать нашим читателям, как учитывается погодный фактор при оценке страховых рисков промышленных предприятий? Ведь страховая премия зависит от вероятности наступления того или иного страхового случая.
— Когда по этому виду страхования разрабатывались страховые тарифы, то принималась во внимание и возможность внешних воздействий, не учитываемых при проектировании объекта. Сюда как раз и относятся неблагоприятные погодные условия, которые могут стать одной из причин промышленных аварий. При этом погодные факторы относятся к воздействиям внешней среды, силу которых невозможно точно рассчитать заранее. Этими погодными факторами может быть все что угодно: и толщина снежного покрова, и сила ветра, и долговременный период жаркой погоды. Вспомните аварию в мае 2005 года на электрической подстанции «Чагино», которая повлекла за собой каскадное отключение ряда станций и подстанций на территории Москвы, Подмосковья, Калужской, Тульской и Рязанской областей. Наряду с износом оборудования и отсутствием резервных мощностей, среди непосредственных причин аварии была названа установившаяся в те дни жара, из-за чего резко возросло потребление электричества. Естественно, что для расследования причин техногенных аварий, помимо прочего, требуется и информация о сопутствующей погодной обстановке.
Индустриальный пейзаж: атомная электростанция. © Tomas1111 | Shutterstock.com
— Вячеслав Иванович, ваше предприятие занимается, в том числе и разработкой программных средств для прогнозирования последствий аварий на опасных производственных объектах. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как в этих разработках учитывается погодный фактор? Ведь, например, для прогноза переноса загрязняющих веществ, необходимы оперативные данные о текущей метеорологической обстановке, а также информация о предсказанной погоде.
— Совершенно верно! Исходя из этих соображений, осенью прошлого года мы подписали договор о научно-техническом сотрудничестве с разработчиком погодного портала GISMETEO.RU — Научно-производственным центром «Мэп Мейкер». В рамках этого соглашения предполагается создание нового совместного программного продукта «ТОКСИ+ГИС Метео». Название нашей новой программы «говорящее». Предполагается, что она объединит потенциал известного программного продукта «ТОКСИ+», предназначенного для оценки риска и для моделирования последствий аварий, связанных с выбросом опасных веществ, и не менее известного программного комплекса «ГИС Метео», предназначенного для прогнозирования метеорологической обстановки. Таким образом, новая объединенная программа «ТОКСИ+ГИС Метео» позволит определять размеры зон химического заражения и пространственно-временное поле концентрации опасных веществ в атмосфере, проводить оценку последствий выбросов, исходя из метеорологических условий... Это очень важно, так как вблизи многих крупных городов, а зачастую и внутри них, находятся промышленные зоны, включая опасные объекты в виде нефтеперерабатывающих заводов, к примеру. Не говоря уже о том, что в городах существуют станции водоподготовки, на каждой из которых находятся емкости с десятками и сотнями тонн хлора. Если произойдет разгерметизация хранилищ и этот хлор попадет в воздух, то последствия будут крайне негативными...
Еще одна перспективная область применения программы «ТОКСИ+ГИС Метео» — решение обратной задачи, то есть определение источника аварийного выброса опасного вещества. Ведь, анализируя синоптическую обстановку последних часов, можно определить, откуда к нам «пришли» те или иные загрязняющие вещества.
Авария на нефтеперерабатывающем заводе в Карибском бассейне. © CSB
— Ваша компания активно участвует в международных проектах, имеет в своем арсенале крупных российских и зарубежных заказчиков из нефтегазовой промышленности. Уделяется ли в настоящее время должное внимание вопросам безопасности нефтегазовой промышленности? Есть ли у нас шанс оставить своим потомкам «чистую» Землю?
— Вопросам безопасности добычи, транспортировки и переработки нефти и газа уделяется чрезвычайно пристальное внимание. Правда, в некоторых случаях технологические проблемы становятся инструментом политического давления и даже экономического шантажа. Достаточно вспомнить аварию с разливом нефти в Мексиканском заливе на нефтедобывающей платформе «Deepwater Horizon» в 2010 году. Однако эта техногенная катастрофа не имела тех последствий, которые ей поначалу приписывали. Так что очень важно защитить и сохранить безопасное промышленное производство, а не абстрактную «чистую» Землю «без кола и двора». Другими словами, промышленная безопасность — это не отсутствие опасностей, ведь нельзя вернуться в «девственную чистоту» допромышленной эпохи. Промышленная безопасность — это умение совладать с природными и техногенными угрозами, сохранив развитие промышленной деятельности и нашей технической культуры.
Индустриальный пейзаж: нефтеперерабатывающий завод в Тайланде. © Dashu | Shutterstock.com
— Вячеслав Иванович, огромное спасибо за ваши разъяснения, а главное, за ту работу, которую вы делаете! Благодаря деятельности вашего предприятия многие техногенные аварии уже не случились и не случатся никогда. Хотя, в каком-то смысле, такая работа очень неблагодарная — людям сложно оценить то, что не произошло, и им никогда не понять тех усилий, которые были приложены для того, чтобы избежать катастрофы. Вы и ваша команда, как «бойцы невидимого фронта», находясь на страже промышленный безопасности России, выполняете ответственную миссию по защите интересов каждого живущего в нашей стране!

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!