Этапы реформирования системы аккредитации в Российской Федерации
Здравствуйте! Мы вновь приветствуем Вас и благодарим за внимание!
Наш сайт уже работает в полноценном режиме, именно поэтому мы решили приступить к освещению актуальных вопросов, касающихся сертификации, промышленной безопасности, технического регулирования и т.д. Первой темой, которую мы выбрали для освещения, является актуальная на сегодняшний день реформа системы аккредитации в России.
Федеральная служба по аккредитации появилась в нашей стране в 2011 г. На тот момент было зарегистрировано около 18000 органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ). Разумеется, перестроить всю систему в короткие сроки было невозможно, поэтому проведение реформы было разбито на несколько этапов:
Этап 1. Организационный этап. Создание Федеральной службы по аккредитации, объединение разрозненных частей системы.
Этап 2. Формирование переходной модели системы аккредитации на уровне подзаконных актов.
Этап 3. Внедрение и тестирование переходной модели; формирование итоговой модели, закрепленной федеральным законом.
Этап 4. Внедрение итоговой модели и международное признание.
Первый этап (01.11.2011—01.07.2012 г.) был связан с созданием Федеральной службы по аккредитации и решением первоочередных организационных вопросов. На этом этапе было объединено более 20 систем аккредитации, работоспособность каждой из которых необходимо было поддерживать. Первоочередной задачей было создание организаций, которые могли бы быстро решать сложные задачи. При этом основной проблемой являлось отсутствие прозрачного и четкого механизма аккредитации в этих системах.
Исходя из этого, на втором этапе реформирования (01.07.2012—31.12.2012 г.) была поставлена задача формирования так называемой переходной модели системы аккредитации. Эта система была призвана в отсутствии основополагающего Федерального закона урегулировать ряд первоочередных вопросов путем разработки и принятия подзаконных правовых актов (постановлений Правительства, приказов министерств и ведомств). Эти правовые акты, подготовленные на первом этапе реформы, позволили создать основу новой системы аккредитации: новые требования к аккредитованным лицам, процедуры аккредитации, инструменты контроля. Еще одной задачей второго этапа было информационное объединение всех существовавших систем аккредитации и, в первую очередь, создание единого реестра аккредитованных лиц.
В настоящий момент реформа системы аккредитации находится на третьем этапе, который завершится 01.06.2014 г. Задача данного этапа — внедрить переходную модель и подготовить к вступлению в силу итоговую, которая будет соответствовать международным стандартам. Главное событие этого этапа- принятие Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и соответствующих подзаконных актов.
Четвертый этап реформы, финал которого запланирован на конец 2016 г.- это оценка принятых документов и практики работы по ним международным сообществом с целью получения международного признания российской национальной системы аккредитации. Несмотря на то, что международное признание традиционно является длительной процедурой (некоторые государства проходят ее десятилетиями), Росаккредитацией поставлена амбициозная задача получения международного признания в течение минимального срока — трех лет.
По материалам открытых источников
Читать по теме: Причины реформирования системы аккредитации в Российской Федерации