Гендиректор компании "Колмар" С.Цивилев: "Наша задача - занять серьезные позиции на мировом рынке коксующихся углей"
Управляющая компания "Колмар" намерена за год построить в Якутии новую шахту, обогатительную фабрику и сопутствующую инфраструктуру. Генеральный директор компании Сергей Цивилев рассказал в интервью "Интерфаксу" о планах компании по повышению эффективности производства и перспективах развития угольной отрасли в условиях снижения мировых цен и о планах компании по укреплению позиций на мировых рынках. - Сергей Евгеньевич, в какой стадии находится реализация инвестпроектов ваших горно-обогатительных комбинатов (ГОК) "Инаглинский" и "Денисовский"?
- На ГОКе "Инаглинский" в кратчайшие сроки была проведена разведка, обустройство, строительство, и мы вышли на проектную мощность 2 млн тонн угля в год, причем наша производственная мощность уже превышает этот показатель. Отгрузка угля с предприятия началась в конце 2015 года, сырье пока добывается только открытым способом.
На ГОКе "Денисовский" в мае прошлого года закончено строительство второй очереди, и запущена в эксплуатацию шахта "Денисовская Центральная" с производственной мощностью 2 млн тонн в год.
- Цены на уголь в последнее время значительно снижаются. Например, в октябре прошлого года стоимость тонны сырья опустилась до $53 - минимума за почти восемь лет. Какие меры предпринимает компания в связи с этим?
- Мы действуем в двух направлениях: занимаемся уменьшением себестоимости нашей продукции и вводим в эксплуатацию обогатительные фабрики. Дело в том, что все наши запасы общим объемом более 900 млн тонн – это коксующиеся угли марки "К", "Ж", "КЖ", которые составляют особо ценную часть шахты в силу высоких спекающихся свойств и толщины пластического слоя, что особенно ценится металлургическими предприятиями, но пока из-за отсутствия обогатительных фабрик мы продаем их в качестве энергетических углей, которые и упали в цене больше всего.
Исходя из этого, наша первоочередная задача – как можно быстрее построить обогатительные фабрики и начать выпуск концентрата коксующихся углей и на ГОК "Денисовский" и на ГОК "Инаглинский", которые мы развиваем параллельно. Это существенно повысит рентабельность бизнеса.
Чтобы процесс шел согласовано и в срок, менеджмент компании разработал планы мероприятий "Стратегия 12+" и "Стратегия 20+", которые были презентованы нашим партнерам на прошлой неделе. Согласно стратегии, мы планируем приступить к строительству основных капитальных объектов на двух ГОКах в марте 2016 года.
На "Денисовском" предусмотрено строительство шахты "Денисовская-Восточная" на 4 млн тонн в год и обогатительной фабрики мощностью 6 млн тонн угля в год.
В отношении ГОК "Инаглинский" "Стратегия 12+" предусматривает строительство шахты "Инаглинская" и обогатительной фабрики "Инаглинская-2" мощностью 4 млн тонн в год. С учетом действующего разреза мощностью 2 млн тонн в год и обогатительной фабрики "Инаглинская-1" добыча рядового угля и переработка здесь также составит 6 млн тонн в год.
Таким образом, по завершении строительства мы выйдем на общую мощность добычи и переработки 12 млн тонн коксующегося угля в год: 6 млн тонн с ГОК Денисовский и 6 млн тонн с ГОК "Инаглинский".
- Когда будет завершено строительство этих объектов?
- Инвестиционно-строительная фаза продлится до апреля 2017 года. При этом мне хочется особо подчеркнуть, что при строительстве некоторых наших объектов мы выступаем пионерами в России.
Например, шахта "Денисовская-Центральная", которую мы сдали в мае прошлого года, стала уникальной для России. Это единственная в стране шахта, построенная способом камерно-столбовой отработки (КСО). Раньше КСО было запрещено на глубине ниже 200 метров, и мы первыми получили разрешение на строительство такой шахты, так как другим способом организовать добычу там было невозможно в силу горно-геологических особенностей.
Вторая шахта ГОК – "Денисовская-Восточная" – также будет в своем роде уникальной для нас. Мы будем строить ее на лицензионном участке, примыкающем к "Центральной". Идея в том, чтобы соединить их вместе и, используя инфраструктуру первой шахты, развивать "Восточную", у которой даже выход на поверхность будет через "Центральную".
Кроме того, условия на "Восточной" позволяют применять и отрабатывать запасы очистным забоем ("лавой"). Себестоимость производства с использованием очистного механизированного комплекса в два раза дешевле, чем при КСО. Таким образом, мы понижаем общую себестоимость добычи рядового угля и повышаем доходность компании.
- Планируется ли создание других объектов после завершения строительства в рамках "Стратегии 12+"?
- В принципе, мы можем остановиться на 12 млн тонн добычи и переработки в год, и до 2035 года успешно в этом направлении работать, получая прибыль. Однако мы выбрали другой путь развития: пока будет идти инвестиционно-строительная фаза 12+, мы будем заниматься проектированием и получением всех разрешений на строительство в рамках "Стратегии 20+".
Закончив строительную программу 12+, мы сразу же приступим к фазе строительства следующей программы. Программа 20+ будет реализовываться только на "Инаглинском" ГОКе, который имеет лицензионные запасы более 670 млн тонн. "Инаглинский" ГОК по завершению программы 12+ будет состоять из разреза, шахты и двух обогатительных фабрик. В рамках 20+ в 2017-2018 годах там будут построены еще одна шахта и обогатительная фабрика "Инаглинская-3".
Строительство второй очереди на "Инаглинском" ГОК позволит довести общий объем добычи и переработки на всех предприятиях "Колмар" до 20 млн тонн, что выведет нас в пятерку крупнейших угольных компаний России к 2019 году.
- Какие экологические стандарты действуют в Вашей компании?
- Компания "Колмар" рассматривает деятельность по охране окружающей среды как неотъемлемую часть бизнеса.
В 2013-2014 годах независимые эксперты из компании BRANAN провели экологический аудит всех имеющихся у нас лицензионных участков, результатом которого стал план экологических и социальных мероприятий по управлению и уменьшению воздействия реализуемых проектов на социально-экологическую среду региона. Конкретными результатами этой работы стало то, что уже два реализуемых проекта получили положительное заключение экологической экспертизы федерального уровня.
Только в одно строительство и инновацию очистных сооружений мы планируем вложить около 800 млн рублей.
- Как вы прогнозируете изменение уровня мировых цен на сырье в первом-втором кварталах 2017 года?
- Мы осторожны в прогнозах, но даже в условиях нынешних низких цен мы планируем получение положительного денежного потока в 2016 году. Дальнейшую программу развития мы построили в условиях существующих рыночных цен. Дальше мы хотим полностью уйти с рынка энергетических углей и перейти на выпуск концентрата коксующихся углей. Это даст нам дополнительные финансовые возможности и резкий прирост дополнительной прибыли, и мы не будем связаны с энергетическими углями, на которые многое давит: мировая конъюнктура цен на энергоносители, борьба за экологию, альтернативные источники энергии.
В целом, мы прогнозируем, что объем рынка энергетических углей будет сужаться. При этом уже на протяжении трех кварталов мы видим, что падение цен на коксующийся уголь остановилось, есть небольшие ценовые колебания, но такая стабилизация уже позволяет нам с высокой достоверностью рассчитать доходную часть проекта. Учитывая, что более 80% всех угольных компаний в мире работают в убыток, мы считаем дальнейшее снижение цен на коксующийся уголь маловероятным. Большинство аналитиков сходятся в том, что в 2016 году рынок окончательно стабилизируется, и мы увидим небольшой рост относительно текущих цен уже к четвертому кварталу 2016 года.
- Какими вы видите перспективы развития угольной отрасли в условиях резкого снижения мировых цен на нефть?
- Цена на нефть напрямую не связана с ценой на коксующийся уголь. Цена на коксующийся уголь зависит от состояния мировой экономики, в особенности экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. Чем лучше мировая экономика, тем больше производится стали, а значит, тем больше требуется коксующихся углей, которые участвуют в ее производстве. По нашей оценке, предложение сократится, поскольку уже сейчас выбывают значительные производственные мощности, переизбыток инвестиций 2011-2012 годов приводит к масштабным списаниям крупнейших горнодобывающих компаний и отказу от новых проектов, а спрос на коксующиеся угли в среднесрочной перспективе увеличится.
По ряду характеристик, таким как содержание серы и фосфора, наш уголь превосходит премиальные австралийские сорта, и это вызывает повышенный интерес к продукции компании в странах АТР, в частности со стороны Японии, Кореи, Китая, Индии. Стоит также напомнить, что город Нерюнгри был построен в 1975 году с целью разработки нерюнгринского каменного угольного месторождения, откуда в течение 20 лет уголь поставлялся в Японию в соответствии с межправительственным протоколом, подписанным между СССР и Японией 22 апреля 1974 года. Поэтому в Японии якутские угли знают и очень ценят, а мы рассматриваем Японию в качестве основного экспортного направления.
Все проекты "Колмар" расположены на территории Нерюнгринского района Южной Якутии, это в два раза ближе к дальневосточным портам, чем, например, от Кузбасса. Очевидно, рынок стран АТР наиболее эффективен с точки зрения логистики и качества якутских углей.
За годы работы компания накопила значительный опыт в маркетинге и сбыте углей различных типов. В составе группы активно работает дочерняя структура "КПЛ", которая продает и маркетирует как наши собственные угли, так угли сторонних производителей. Продажа любой угольной продукции – одна из наших ключевых компетенций.
На сегодняшний день подписаны контракты с российскими и зарубежными потребителями, по которым осуществляются поставки угля с ГОК "Инаглинский" и ГОК "Денисовский", соседних с Колмар месторождений и Кузбасса.
- На днях произошла трагедия на шахте "Северная" в Воркуте, унесшая жизни 36 человек, из-за чего в российском обществе началась дискуссия об обеспечении безопасности шахтеров. Как обеспечивается безопасность на ваших предприятиях?
- Я выражаю искренние соболезнования семьям погибших шахтеров и горноспасателей, пострадавшим в трагедии в Воркуте.
Для нас безопасность на шахтах – приоритет номер один. С точки зрения инвестиций, скорости строительства, первоочередности задач у нас во всех бюджетах она стоит на первом месте.
Шахта "Денисовская" отнесена к категории не газовая (по газу метана) и опасная по взрыву угольной пыли. В соответствии с этим на шахте, надшахтных зданиях и сооружениях оборудован комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безопасности ведения горных работ, контроль и управление технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях. Все системы и средства данного комплекса объединены в эффективную многофункциональную систему безопасности.
На шахте для выполнения пылевзрывозащитных мероприятий используется добычная техника с системами пылеподавления, производится установка водяных заслонов, осуществляется маршрутный контроль.
Для локализации аварий и ликвидации их последствий создана и аттестована вспомогательная горноспасательная команда.
- Планируется ли изменение структуры собственников "Колмара", кто готов выйти из компании или, наоборот, увеличить свой пакет? Интересует ли вас покупка новых активов?
- Этот вопрос лучше задать нашим акционерам. Наша задача как менеджмента – реализовать текущие проекты и в установленные сроки выйти на заявленные производственные результаты.
Что касается приобретения активов: у нас достаточно собственных угольных запасов – более 900 млн тонн., лицензии принадлежат двум нашим ГОКам, есть проекты для дальнейшего развития, а запасы можно прирастить доразведкой. В этом квартале мы планируем сделать небольшое приобретение – участвуем в конкурсе на покупку лицензии, которая может позволить присоединить небольшой участок к территории нашего "Инаглинского" ГОКа. Других приобретений в ближайшей перспективе не планируется.
Наша задача на ближайшие годы – развивать то, что есть, реализовать программы 12+ и 20+, стать крупным предприятием в угольной отрасли, занять серьезные позиции на мировом рынке коксующихся углей.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!