Алексей Мордашов рассказал о тенденциях развития черной металлургии на отраслевом совещании под председательством Дмитрия Медведева

30 марта 2016 г.

Алексей Мордашов, Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь», Председатель наблюдательного совета НП «Русская сталь» выступил на совещании «О развитии производств высоких (дальнейших) переделов черной и цветной металлургии». Совещание состоялось под председательством Премьер-министра РФ Д.А. Медведева 30 марта в Перми.

Текст выступления Алексея Мордашова:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За январь – февраль 2016 года объём потребления стали упал на 10%, экспорт упал на 5%, а внутреннее потребление – на 15%. Это является продолжением тех тенденций, которые сложились в последние годы. Мы ожидаем, что в этом году спрос упадёт на 10% внутри страны. В прошлом году потребление металла в России упало на 9%. Всё это, конечно, создаёт очень серьёзные вызовы для нашей отрасли, выражающиеся в том числе в том, что у нас довольно низкая загрузка мощностей. Она лучше, чем в мире, но остаётся достаточно низкой. В связи с этим хотелось бы высказать несколько предложений, которые одобряются всеми участниками нашего консорциума и которые, с нашей точки зрения, могли бы помочь в этой ситуации отрасли и в целом российской экономике – в продолжение тех направлений, которые Вы обозначили, Дмитрий Анатольевич.

Во-первых, для улучшения баланса спроса и предложения хотелось бы обратить внимание на нездоровую ситуацию, с нашей точки зрения, выражающуюся в том, что в целом правильные меры государственной поддержки инвестиций – они в сегодняшних условиях иногда расходуются в соответствии с российским механизмом одобрения этих инвестиций на поддержку создания дополнительных мощностей в чёрной металлургии.

По сути, за счёт господдержки создаются мощности, которые и без того избыточны сегодня. Это, на наш взгляд, создаёт дополнительное давление на рынок, которое не идёт на пользу отрасли в целом. И мы бы предложили, чтобы Правительство прекратило своим решением выделение господдержки на создание дополнительных мощностей производства стали. Конечно, это не исключает инвестиций в производство продукции дальнейших переделов, о чём Денис Валентинович (Мантуров) говорил в своём выступлении, но с точки зрения создания мощностей производства стали, нам кажется, это нужно прекращать. Конечно, нельзя этого запрещать, наверное, но за счёт мер господдержки вводить мощности, с нашей точки зрения, нерационально и является бессмысленным расходованием средств.

Говоря о мерах по увеличению спроса на нашу продукцию и учитывая, что экспорт играет для нашей отрасли очень существенную роль (большинство нашей продукции мы отправляем на внутренний рынок, но всё-таки значительная доля идёт и на внешний), сейчас мы видим серьёзные трудности по продвижению нашей продукции, связанные с ростом протекционистских мер во всём мире. Правительства США, Евросоюза, Турции, Индии, других стран вводят так называемые защитные меры, антидемпинговые меры против нашей продукции, при этом, с нашей точки зрения, зачастую несправедливо, даже очень странно несправедливо, когда они вместо использования наших фактических данных при подсчёте антидемпинговых компенсационных мер используют какие-тоискусственные свои, что противоречит, с нашей точки зрения, нормам и правилам ВТО. И нам кажется, что мы, Российская Федерация, могли бы лучше использовать возможности, которые даёт процедура рассмотрения этих защитных мер в рамках ВТО. Нам хотелось бы попросить, Дмитрий Анатольевич, чтобы Правительство обратило на это внимание и, может быть, выделило специальные фонды Министерству экономического развития, которое ответственно за торговые споры, чтобы они очень целенаправленно и сфокусированно вместе с представителями компаний работали над тем, чтобы эти решения были пересмотрены в рамках процедур ВТО. Это, конечно, требует много времени, но всё-таки, с нашей точки зрения, это важно делать правильно и своевременно.

Ещё одно направление, отчасти вытекающее из того, что я только что говорил, – это меры по защите внутреннего рынка. Мы сегодня видим, к сожалению, очень неповоротливую, медленную систему реагирования на практику несправедливой конкуренции на российском рынке. Вчера комиссия по защитным мерам Евразийского экономического союза приняла решение о введении компенсационных мер по украинским стальным пруткам. Решение, с нашей точки зрения, правильное и своевременное, но мы добивались его два года. Два года шёл процесс рассмотрения этих мер на уровне Евразийской комиссии. Это очень отличается от той практики, которую мы видим в отношении нас за рубежом, когда в течение месяца после подачи петиции вводятся защитные меры, зачастую вводятся ретроактивно, действием назад на несколько месяцев. Конечно, это даёт совершенно другой эффект для рынка, нежели меры, которые вводятся через два года после подачи петиции. И мы бы очень просили Правительство на уровне Евразийской комиссии сделать всё необходимое, для того чтобы этот механизм соответствовал лучшим практикам и был гораздо более быстрым и эффективным. И тут, видимо, придётся вносить изменения в законодательство Евразийского экономического союза в этой части.

Ещё хотелось бы, говоря о мерах защиты внутреннего рынка, упомянуть одну конкретную проблему, которая, с нашей точки зрения, нарастает, – это обход торговых защитных мер через особые экономические зоны в Калининградской области. Мы понимаем и поддерживаем меры по развитию Калининграда, но сегодня ситуация такова, что, например, Евразийская экономическая комиссия ввела антидемпинговые пошлины на металлопрокат с покрытием из Китайской Народной Республики. При этом после минимальных операций (гибка, профилировка и так далее) этот прокат попадает на территорию Российской Федерации уже без защитных пошлин, и мы видим, что, как следствие, с 2013 года объём поставок из экономической зоны в другие регионы России вырос в пять раз, притом что, как мы знаем, собственного производства металлопроката в Калининграде нет. С нашей точки зрения, это такая дыра в наших защитных мерах, которую, нам кажется, можно было бы обойти, введя запрет на помещение под специальный торговый режим конкретно проката с полимерным покрытием или в целом любого проката, который может обрабатываться в этой зоне.

Ещё несколько конкретных мер, которые хотелось бы тоже упомянуть в развитие тех направлений, о которых Вы сказали. Например, есть новый вид продукции, который разработан Новолипецким металлургическим комбинатом, – высокоэффективная, высокопроницаемая электротехническая сталь, которая может заменить подобную продукцию, используемую для производства трансформаторов, но которую сегодня делают только из импортной стали. Мы бы хотели предложить внести эту сталь в список так называемой импортозамещающей продукции, что дало бы возможность в случае реализации проектов за счёт государственных средств требовать или настаивать на том, чтобы продукция, которая будет произведена для этих проектов, использовала только российскую сталь этого класса и не импортировала.

И вообще, может быть, имеет смысл (мы говорили с Минпромторгом об этом) более широко рассмотреть возможность так называемых офсетных сделок, когда в случае реализации проектов за счёт государственных средств Российской Федерации оборудование, которое будет делаться для использования в этих проектах, делалось бы из российской стали. То есть требовать от поставщиков оборудования хотя бы частично импортировать российскую металлургическую продукцию для изготовления оборудования, которое впоследствии будет ввезено в Россию для использования в тех проектах, которые финансируются за государственный счёт.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание. Мы очень рассчитываем, что мы можем конкретизировать, уточнить эти меры в работе с правительственными органами, с Министерством промышленности и торговли для целей поднятия вообще экономики России и нашей отрасли в частности. Спасибо».

Полный текст стенограммы совещания доступен по ссылке .


 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!