Генеральный директор УК "Колмар" С.Цивилев: "У нас уже сложился пул потребителей угля из Японии, Южной Кореи и Китая"
<span '="">О том, какой интерес испытывают к углю, добываемому угледобывающей компанией "Колмар", зарубежные партнеры, какие соглашения заключила компания на II Восточном экономическом форуме, и о взаимодействии с Фондом развития Дальнего Востока рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор "Колмар" Сергей Цивилев.
- Сергей Евгеньевич, какие страны и компании готовы покупать у вашей компании коксующийся уголь? Начались ли уже поставки?
- 31 мая в Нерюнгринском районе Южной Якутии мы ввели в строй первую обогатительную фабрику "Инаглинская-1". Затем в течение двух месяцев выводили ее на режим и в августе получили необходимые объемы концентрата требуемого качества. Соответственно, некоторое время заняла погрузка на железную дорогу и доставка угля в порт. Мы подготовили первую промышленную партию угольного концентрата в объеме 70 тыс. тонн - это два судна. Сейчас первое судно уже отправилось в Японию, компании JFE Steel.
Возобновление поставок угля из Южной Якутии в Японию символично. В 1974 году между правительствами СССР и Японии было подписано стратегически важное соглашение о поставках южно-якутского угля. Благодаря сотрудничеству между странами была построена инфраструктура и основан город Нерюнгри, который сегодня является вторым по значимости в Южной Якутии, началась добыча угля, который по своим характеристикам является одним из лучших в мире.
К настоящему времени у нас сложился пул игроков из Японии, Южной Кореи и Китая. Пробные партии угля мы отправляем во Вьетнам, и недавно у нас прошли активные переговоры с Индией. Одновременно к нашему углю проявляют интерес наши российские металлурги.
Конечно, с помощью одной только обогатительной фабрики, которая выпускает по 100 тыс. тонн концентрата в месяц, мы не сможем удовлетворить потребности всех игроков. Цель этой небольшой фабрики – отработать технологию обогащения, создать профессиональную команду, получить концентрат требуемого качества. Пока у нас все 100 тыс. тонн расписаны помесячно до конца года. Основные покупатели японская JFE Steel, китайская Baosteel и ММК (ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" - ИФ).
Благодаря открытию обогатительной фабрики "Инаглинская-1" состоится переход от торговли углем к торговле более дорогим угольным концентратом. В ближайшие годы компания "Колмар" планирует открыть еще несколько производственных площадей, благодаря которым объем экспорта в страны АТР вырастет в несколько раз.
- Вы упомянули российских металлургов. А какова вообще доля российских поставок?
- Мы в структуре управления продажами не стали создавать конкуренцию между зарубежными партнерами, а поделили поставки на внутренний рынок и экспорт. В зависимости от того, где цена на коксующийся уголь выше, мы туда его и отправляем. В последнее время цена на нашем российском рынке становится даже выше, чем для экспортных поставок.
Но мы все равно понимаем, что внутренний рынок не сможет столько приобрести, и удерживаем на нем максимум 20% объемов, чтобы его не потерять. Наша основная задача сейчас - сформировать внешний рынок. С иностранными игроками сложнее: они более требовательные и взыскательные, у них другая ментальность, плюс в дело вступает морская перевозка, и соответственно усложняется технология поставок.
Согласно плану развития компании, к 2019 году "Колмар" выйдет на мощность 20 млн тонн угля в год, из них мы будем экспортировать 12 млн тонн.
По нашим оценкам, поставки концентрата коксующихся углей в перспективе помогут генерировать до 1,5 млрд долларов в год экспортной валютной выручки для Дальнего Востока.
- На II Восточном экономическом форуме вы заключили соглашение с японской Marubeni Corporation. В какой сфере будете сотрудничать?
- Мы подписали соглашение стратегического характера с Marubeni Corporation. Речь идет о поставках оборудования для строящегося угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края. Они участвуют в тендере на комплексную поставку этого оборудования. При прочих равных условиях мы выделяем их, потому что уголь пойдет в Японию, а если в портах будет стоять оборудование одного и того же производителя, это упростит технологию доставки. Также это упрощает вопросы финансирования из Японии. Но, подчеркну, цена поставки тоже имеет значение.
Мы со своей стороны отправили им спецификации по требуемому оборудованию и во второй половине сентября ждем от них контрактных предложений. Потом наши технические службы еще будут детализировать вопросы – там ведь не только оборудование японского производства, но и из других стран, предоставляемое под их брендом. Думаю, что в течение месяца будет продолжаться техническая работа с предложениями, после чего будет принято решение.
- Удалось ли достигнуть договоренности с ОАО "РЖД" о снижении тарифов в обмен на увеличение объемов поставки?
- Ранее мы платили двойной тариф – "Железным дорогам Якутии" и РЖД. Поэтому наш тариф был гораздо выше, чем у всех других угольщиков России. Сегодня для нас уже работают сниженные тарифы. С января 2016 года мы находимся в рамках действия соответствующего обязывающего соглашения с РЖД. Оно касается всех перевозок по железной дороге в любых направлениях.
Кроме того, у нас есть второе обязывающее соглашение, согласно которому мы доставим с помощью железных дорог на наш угольный терминал в 2019 году 12 млн тонн угля. Эта договоренность касается конкретного направления, потому что в ее рамках РЖД проводит реконструкцию БАМа и Транссиба. Соглашение, как я уже сказал, обязывающее: они обязаны сделать реконструкцию, не привлекая наши средства, а мы обязаны провезти свой уголь, чтобы инфраструктура, в которую они вложились, работала.
- На форуме также было подписано соглашение с Фондом развития Дальнего Востока. В чем его суть?
- Фонд развития Дальнего Востока является одним из инструментов государственной поддержки бизнеса, который применяется на территории Дальнего Востока. Если использовать только один инструмент, он может не всегда хорошо работать, но в сочетании нескольких (а мы участвуем в разных инструментах) можно получить колоссальный эффект. Инвестиции Фонда потребовали от нас соответствия большому количеству требований, в частности, для заключения соглашения с Фондом мы должны были представить те же документы, которые обычно требуют международные банки, в том числе, экспертные исследования рынков, аудиторское и техническое заключение и другие. Это большая ответственность получать такие инвестиции.
Например, полтора года назад наш "Инаглинский" ГОК оказался под первым номером в списке восьми утвержденных распоряжением правительства РФ приоритетных проектов для реализации на Дальнем Востоке. Первым инструментом, который мы отрабатывали с министерством по развитию Дальнего Востока, было субсидирование линий электропередачи и строительства подстанции для "Инаглинского" ГОКа. Мы подписали соответствующее соглашение о субсидии в прошлом году на первом Восточном экономическом форуме. Построенная линия электропередачи и работающая подстанция с 20 августа этого года обеспечивает электричеством ГОК "Инаглинский", бюджетный эффект от ввода которого составит около 45 млрд рублей на ближайшие 7-8 лет его работы. Сумма инвестиций составляет 560 миллионов рублей. Таким образом, это эффективный инструмент господдержки.
Фонд развития дальнего Востока – это другой, отличающийся от этого инструмента, механизм. Соглашение с фондом подразумевает кредитование на льготных условиях в размере 5% годовых в рублях. Значение такого кредитования велико потому, что банки и иностранные инвесторы понимают, что под такую процентную ставку кредит может выдать только государство. И если Фонд одобряет такой кредит, значит государство тебя поддерживает.
- Каких проектов компании коснется соглашение с Фондом развития Дальнего Востока?
- Соглашение было подписано по трем проектам. Причем по "Инаглинскому" ГОКу оно было заключено месяц назад. На форуме оно было расширено – был включен также "Денисовский" ГОК и порт. Теперь все три предприятия, которые мы строим, включены в работу с Фондом развития Дальнего Востока. В частности, речь идет о том, что Фонд развития Дальнего Востока рассмотрит возможность предоставления займа в объеме до 7 млрд рублей на реализацию проекта по увеличению добычи угля на Чульмаканском и Денисовском месторождениях и расширению существующих мощностей горно-обогатительного комбината "Инаглинский" на территории Якутии.
- Какая доля инвестиций будет оплачена за счет средств Фонда?
- Фонд обеспечивает 10-15% денег от общей суммы необходимого финансирования. Но, это своего рода знак, что проект пользуется государственной поддержкой.
Теперь наша задача - быстро выбрать правильный пул участников, чтобы добиться максимально эффективного финансирования. Думаю, в ближайшие два месяца мы сформируем полностью пул, потому что все документы у нас готовы.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!