Сергей Абрамов: Наша задача сегодня - управлять будущим Золотой Колымы

12 ноября 2018 г.

Спикер Магаданской областной Думы Сергей Абрамов о реализации национальных проектов на Колыме и роли региона в стратегии пространственного развития ДФО

- Сергей Васильевич, в ноябре законодательное собрание рассмотрит в первом чтении проект трехлетнего бюджета региона. Депутатам предстоит не просто утвердить доходы и расходы по различным направлениям социально-экономического развития Колымы - увязать сценарий будущего Магаданской области с масштабными задачами, стоящими сегодня перед страной. Что для этого требуется? С.В. Абрамов: Во-первых, соотнести приоритеты, цели и задачи регионального развития со Стратегией пространственного развития России. Во-вторых, найти механизмы, которые позволят территории участвовать в глобальных процессах экономического, технологического, социального прорыва нашего государства. На недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам В.В. Путин акцентировал: успех на 80-90% зависит от механизмов достижения цели на всех уровнях от федерального до муниципального. В-третьих, обеспечить вовлеченность колымчан в реализацию национальных проектов и государственных программ. - Президент на Восточном экономическом форуме и Госсовете во Владивостоке, Совете по стратегическому развитию и нацпроектам, форумах «активных граждан «Сообщество» и «Малый бизнес – национальный проект!» неоднократно повторил: мы не можем работать, как обычно... С.В. Абрамов: Когда перед вами амбициозные задачи за шесть лет войти в пятерку ведущих экономик мира, вдвое сократить бедность в стране, сформировать дорожную, энергетическую, социальную инфраструктуру, до 5 миллионам семей в год улучшать жилищные условия… - и под это аккумулированы колоссальные средства в 28 трлн. рублей, действовать нужно эффективно, системно, предусматривая вызовы и оценивая все риски. Если что-то не сложится, не получится, нас цивилизационное развитие отбросит на обочину истории. Потому-то ставка сделана на прорыв, мощный, грамотный, точный. А в регионах – на проектное управление, позволяющее видеть горизонты, определять свое место в программах развития страны, консолидировать усилия власти, бизнеса и гражданского общества на достижении главных целей. - В связи с этим насколько значимо для Вас участие в XVII общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России»? С.В. Абрамов: Форум стратегов – уникальная площадка для дискуссий по актуальным вопросам мирового развития, столкновение различных позиций, точек зрения и взглядов, совместный поиск путей экономического роста регионов и муниципалитетов, разработка новых механизмов повышения их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности. А главное - бесценный опыт и интересные практики коллег в реализации глобальной повестки, открывающиеся возможности для сотрудничества, организация в контакте с передовой наукой управленческого процесса. Для Колымы, как и многих других северных, дотационных регионов, бесценны уже апробированные варианты устранения дисбаланса стратегических планов и бюджетных возможностей. Безусловный интерес представляют новые подходы к оценке эффективности органов власти. В ходе стратегического диалога «Госуправление 2.0: оптимальные процессы» отметил, как далеко продвинулась в совершенствовании системы государственного управления Псковская область: некогда депрессивный регион пересмотрел программы подготовки кадров и сегодня многие элементы мотивации госслужащих, нацеленных на результат, использует в образовательной системе, профориентационной работе. Отправной точкой послужило знакомство с деятельностью крупнейшей японской автомобилестроительной корпорации Toyota Motor Corporation. На прорыв во всех сферах экономики, социальной жизни, принятия управленческих решений нацелена стратегия Санкт-Петербурга. Активная цифровизация позволила органам власти и местного самоуправления Ульяновской области оптимизировать численность управленческого аппарата и повысить эффективность его деятельности, существенно расширила аудиторию граждан, вовлеченных в управленческие процессы, развитие гражданского общества. Нам интересно и важно все, что приводит регионы к успеху. Стартовые условия, динамика развития, технологии повышения инвестиционной привлекательности территорий и борьбы за инвесторов. Ценны находки коллег, позиция и предложения ученых, позволяющие сориентироваться в мировых тенденциях, определить эффективные механизмы для достижения целей. Нельзя вариться в собственном соку. - А Колыма может поделиться успешными практиками? С.В. Абрамов: Почти два десятилетия у нас действует Особая экономическая зона. Велика её роль в повышении экономической устойчивости региона. Не спешите ссылаться на анализ Минэкономразвития, признание ОЭЗ неэффективными. Особая экономическая зона в Магаданской области стала стратегическим ресурсом инновационного развития и, по сути, - брендом территории. Фонд ОЭЗ выступает как инвестиционный. Одновременно является бюджетом развития региона. Денежные средства в соответствии с программой развития Особой экономической зоны направляются на формирование образовательного и культурного пространства, совершенствование инфраструктуры и развитие логистики, решение социальных задач и проблем. Как всякий механизм ОЭЗ, безусловно, нуждается в совершенствовании. Сегодня нас тревожит установленное с 2018 года перераспределение средств по налогам на добычу полезных ископаемых по коэффициенту 0,6 между региональным и федеральным бюджетом - 60%:40%. Прежде 100% оставалось в распоряжении ОЭЗ. Не согласны с невозможностью использовать на территории действия Особой экономической зоны новых инструментов развития и стимулирования деятельности - ТОР, порто-франко… Считаю, для повышения инвестиционной привлекательности субъекта, его экономического роста и социальной стабильности необходимо расширять арсенал инструментов в эффективно действующих механизмах. Кстати, на форуме стратегов представители Минэкономразвития согласились с такой позицией и обещали нам поддержку. - Продолжая тему опережающего развития Дальнего Востока как приоритета страны на весь ХХI век, впервые на ВЭФ прозвучало поручение президента о разработке стратегии пространственного развития макрорегиона до 2025 года с продлением до 2035 г. Что должно лежать в её основе, на Ваш взгляд? С.В. Абрамов: Четкое определение специализации каждого региона. Важно признать базовыми отрасли экономики, которые в дальнейшем станут драйверами развития территории и создадут комфортные условия для жизни людей. В Магаданской области основой экономического роста считается недропользование, добыча полезных ископаемых. Чтобы четко просматривать горизонты, дальнесрочные перспективы Колымы, необходимо развивать геологию. На государственном уровне вести разведку полезных ископаемых, определять запасы месторождений, ставить их на баланс, проводить аукционы и выходить на промышленное освоение перспективных участков. Длинная цепочка, длительный по времени процесс. Сегодня же геология в регионе представляет собой структурные подразделения крупных предприятий. Геологи занимаются доразведкой россыпей и рудных полей, открытых полвека назад и ранее! За счет того, что старательские артели и ГОКи стремятся поставить разведанные ресурсы на баланс самостоятельно, инвестируют немалые средства в модернизацию производства, наблюдается рост золотодобычи в субъекте. Результат прошлого года - 32,95 т драгоценного металла. По добыче золота область лидирует среди субъектов ДФО, вышла на второе место в Российской Федерации, чуть уступая Красноярскому краю. За 9 месяцев 2018-го добыто более 29,7 т. Говорим, у Золотой Колымы огромный потенциал. Её недра таят всю таблицу Менделеева. Прогнозные запасы исчисляются триллионами долларов. Однако реальные запасы того же золота, серебра, угля, железа, меди, вольфрама, молибдена… неизвестны, программы освоения новых месторождений и ввода в эксплуатацию крупных горнодобывающих комбинатов, обогатительных фабрик нет. Перспективы востребованности их отечественной экономикой не определены, как и возможности встроиться в мировые интеграционные процессы. Нет опережающего развития инфраструктуры. На строительство дорог, прокладку линий электропередачи на Севере с его вечной мерзлотой и экстремальными природно-климатическими условиями нужны колоссальные средства. Инвестор вкладывать их не будет. Он вообще не потратит ни копейки на месторождения без результатов геологических изысканий по учету запасов минерального сырья и сроков ввода объекта в эксплуатацию в течение 2-3 лет. А перспективу должен видеть на десятилетия. Лишь на таких условиях придет в регион, займется добычей полезных ископаемых, будет налаживать обогатительное производство и формировать горнодобывающую инфраструктуру. - Зато биоресурсы Охотоморья, морепродукты и сегодня пользуются большим спросом в России, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе. С.В. Абрамов: Как любой деликатес, рыбу, крабов, трубача, устриц ценят. Сложнее с развитием рыбодобывающей отрасли как базового сегмента экономики. Притчей во языцех стало распределение квот. Их потеряли многие магаданские компании и вынуждены были перепрофилировать флот, закрыть береговое производство, уйти из региона. Рыбы и других морепродуктов в Охотском море меньше не стало, а потому сегодня важно во что бы то ни стало сохранить и развивать оставшиеся рыбодобывающие компании, модернизировать рыбодобывающий флот, переоснастить перерабатывающие предприятия, возродить рыбоводные заводы, создать в отрасли дополнительные рабочие места. - Сельское хозяйство на Севере называют затратной отраслью. И эта сфера, похоже, не может быть для региона базовой… С.В. Абрамов: Базовой, возможно, но поддерживать фермерские предприятия, дотировать агропромышленный комплекс – мировая практика. Сельхозпроизводители обеспечивают продовольственную безопасность, повышая качество жизни северян. Благодаря ученым-селекционерам Магаданского НИИ сельского хозяйства у нас сложилась своя культура картофелеводства, выведены морозостойкие сорта овощей, разработаны технологии их выращивания. Мелиорация позволила получать хорошие урожаи картофеля, капусты, моркови, свеклы в открытом грунте. Перспективно развитие тепличных хозяйств, поскольку вся сельхозпродукция успешно реализуется в регионе. Огромна потребность в свежих овощах у жителей восточных улусов Республики Саха (Якутии). Органы местного самоуправления, торговые компании республики готовы не только забирать у наших фермеров урожай, но и кредитовать производство. Удобная транспортная схема: баржами по Колыме в Зырянку доставляются недорогие свежие и качественные продукты питания. Для соседей это большой плюс, а колымские сельхозпроизводители порой не окупают затраты: цена в уборочную страду падает. Имей аграрии хорошие овощехранилища, торговали бы выращенным урожаем по стабильным ценам в течение года. Эта константа определяла бы рынок и перспективы сельхозпроизводства. Еще одна ахиллесова пята сельского хозяйства на Колыме – оленеводство. Его непременно нужно возрождать и развивать его. Пока же отрасль умирает, что недопустимо для традиционного вида деятельности коренных малочисленных народов Севера. С оленеводством связан весь уклад жизни эвенов, чукчей, эскимосов. Без него коренные жители территории утратят свою идентичность. Убежден, продуманные программы поддержки аграриев, четко прописанные по годам объемы финансирования сельхозпроизводства привлекут в отрасль людей, инвестиции. А придут серьезные инвесторы, будут определены перспективы на пол столетия вперед - и агропромышленный комплекс вполне способен стать если не базовым, то значимым сегментом экономики любого северного субъекта. - В Послании Президента РФ Федеральному Собранию, а затем и в майском указе, поставлена цель обеспечить не просто поступательное - новое качественное развитие малого и среднего бизнеса. Каковы шансы предпринимательства на Колыме стать драйвером экономического роста? С.В. Абрамов: У малого и среднего бизнеса территорий, в которых не развита инфраструктура, проблемы с логистикой, поле деятельности огромное: сфера дополнительных услуг, посреднический бизнес, торговля, технологические разработки… Стопорит его участие в важнейших проектах развития субъекта, влияние на качество делового климата и повышение уровня жизни колымчан то, что по структуре своей и природе, предпринимательство на Крайнем Северо-Востоке затратно. Высоки платежи за электроэнергию, коммунальные услуги, недёшев и Интернет. А малому бизнесу предстоит выполнять обязательства, которые прописаны как гарантии жителям северных территорий. Всё сказывается на стоимости товаров и услуг, и конечно, наш малый и средний бизнес вне конкуренции с предпринимательством других регионов России, зарубежья. Конечно, он чрезвычайно важен как участник экономического процесса, несет немалую социальную нагрузку, обеспечивает занятость населения, является одним из источников пополнения доходной части регионального бюджета. Доля этого сектора экономики должна расти. Закономерно, что поддержка малого и среднего бизнеса стала одним из 12 национальных проектов России. Нам нужен, для нас значим федеральный ресурс. И на площадках форума стратегов не раз звучало: регионы становятся конкурентоспособными, когда к решению их проблем подключается федеральный центр. Еще один момент, я отмечал его на парламентских слушаниях по федеральному бюджету на 2019-21 годы, - четкие правила игры. Движение вперед, достижение целей невозможно при постоянно меняющихся правилах, в условиях неопределенности и на устаревших моделях. Успех не бывает абстрактным. Поставлены 9 целей. Определены 12 национальных проектов. Предусмотрены огромные финансы в 28 трлн. рублей на шесть лет. Сегодня правительство разрабатывает паспорта государственных программ достижения поставленных целей по каждому нацпроекту. Но методика «присутствия» регионов в них, критерии отбора объектов для формирования реестра появятся только к 2020-21 годам. Если учесть, что под заявляемый объект необходимо подготовить госэкспертизу, технико-экономическое обоснование, указать экономический и социальный эффект, - регионам и муниципалитетам предстоит большая организационная работа. Её результативность зависит от четкого понимания, насколько объекты зададут темп развития региону и позволят решить насущные проблемы, какую пользу получит каждый житель. Существующие методические нестыковки при значительных потребностях каждого из 85 субъектов, заставляют регионы во что бы то ни стало «попасть в госпрограммы». В министерствах уже огромные очереди региональных представителей. Президент сказал: «Нужно главное – не спать»! - Чем, по-Вашему, чреваты для регионов эти два-три первых года? С.В. Абрамов: Неопределенность перспектив и реальных ресурсов по каждому направлению, объекту – серьезный вызов для дотационных региональных бюджетов, закредитованных российских субъектов. Повсюду необходимо создать комфортные условия для роста экономики, ведения бизнеса, привлечения инвестиций, жизни людей. Это касается не только благоустройства, предусматривает формирование инфраструктуры: культурной, спортивной, образовательной, капитальный ремонт, модернизацию и строительство региональных, муниципальных дорог, возведение качественного жилья… Наряду с динамикой важна целесообразность, чтобы возведенные Дома культуры, школы, больницы не оказались еще большим бременем для региональных бюджетов, чтобы безопасные и качественные дороги не вели в неперспективные поселки, а ипотека была доступной для граждан. Проанализировав риски, нужно учесть их в достижении поставленных целей. Тогда национальные проекты помогут справиться с демографическими проблемами, будет расти ВРП, люди будут с удовольствием жить и работать на Крайнем Северо-Востоке, а территория станет форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С таким настроем подходим к первому чтению проекта бюджета Колымы, несмотря на то, что в 2019 году он будет очень напряженным.


 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!