Испытания комплекса "Канатоход" проходят под Волгоградом
Испытания роботизированного комплекса для диагностики высоковольтных воздушных линий электропередач (ВЛ) "Канатоход" на ВЛ220 кВ Гумрак-Красноармейская с отпайкой ТЭЙ-3 проходят под Волгоградом.
"Канатоход" — это средство для контроля ВЛ при использовании множества измерительных приборов. Разрабатывается оно при поддержке губернатора и правительства Свердловской области.
Комплекс состоит из беспилотного вертолета и тележки. Вертолет используется для установки и снятия тележки. Тележка перемещается по грозозащитному тросу (молниеотвод, натянутый вдоль воздушной линии электропередачи) над проводами ВЛ.
"Канатоход" сканирует трассу, строит карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные. Проект не имеет мировых аналогов, в том числе по ожидаемой производительности и эффективности.
Участники проекта — это преподаватели и студенты УрФУ. Сейчас в работе задействовано около 15-20 человек. В испытаниях проекта в эти дни участвует его руководитель Александр Лемех, а также студенты Станислав Воронов, Артем Кузьменко и Денис Шишкин.
"Робототехникой наша команда занимается около 7 лет. Все началось с того, что в УрФУ в 2009 году мы основали клуб по развитию робототехники. Так объединились энтузиасты этого направления самых разных специальностей и возрастов", — рассказывает преподаватель Механико-машиностроительного института УрФУ Александр Лемех.
"Идея проекта "Канатоход" появилась в 2013 году, и с тех пор идет постоянная работа над этим проектом. У нас есть российский и международный патент на изобретение. В 2014 году мы стали победителями конкурса "Энергопрорыв", а также сколковского "Инновации в электроэнергетике". В настоящее время мы стали резидентом Фонда "Сколково", оформили документы для получения", — добавляет Лемех.
В программу испытаний входит проведение диагностики ВЛ, сбор данных по дефектам линии, внесение в базу данных информационной системы "Канатоход". Испытатели должны взлететь, сесть на грозотрос, пройти трассу ВЛ, перелетая через опоры (при этом сделать фото всех элементов опор), выявить дефекты (если имеются), вернуться на базу. При этом диагностика пока идет в полуавтоматическом режиме (системой управляет пилот с земли), но в дальнейшем предполагается полностью автономное управление.
В конце ученых ждет приемка испытаний, из Москвы прибудут руководители "Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы" Павел Корсунов и Андрей Епифанов. В их программе посещение площадки испытаний, осмотр техники в районе подстанции "Красноармейская" и общее совещание.
Удачные испытания являются большим плюсом для получения гранта "Сколково" и открывают возможность для внедрения "Канатохода" в России. Самое главное, считают в УрФУ, — перейти от стадии изобретения к стадии внедрения инновации и сделать "Канатоход" базовой технологией диагностики ВЛ.
В случае удачной реализации проекта возможно создание высокопроизводительных рабочих мест в экономике Свердловской области и занятие лидирующей позиции в этом направлении.
В планах у разработчиков "Канатохода" получение гранта и соинвестиций, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оформление интеллектуальной собственности, маркетинговые исследования. К 2018 году планируется выход на российский и мировой рынок диагностики ВЛ.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!