Развитие кластеров и технопарков – естественный элемент Стратегии развития авиационной промышленности России

30 ноября 2016 г.

Директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко положительно оценил опубликованный Минпромторгом России проект Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года, отметив важную роль создания промышленных кластеров и технопарков для реализации ее целей. При этом, по мнению главы Ассоциации, развитие инфраструктуры обязательно должно быть синхронизировано с обеспечением выхода отечественной продукции на международные рынки.

Как отметил Андрей Шпиленко, в опубликованном проекте Стратегии "красной линией" определена задача перехода от существующей индустриальной модели крупных предприятий полного цикла к модели, которая подразумевает передачу большинства процессов на аутсорсинг и сохранение за головными предприятиями ключевых компетенций, формирующих конкурентные преимущества финальной продукции. "Предложенная проектом Стратегии модель предполагает создание условий для наиболее эффективного внедрения результатов НИОКР в производственные цепочки", - указал директор Ассоциации кластеров и технопарков. По мнению директора Ассоциации, развитие цепочек поставщиков полностью соответствует признанной в мире практике кластерного подхода и направлено на повышение эффективности управления поставщиками и качеством продукции. "У нас есть отличная конструкторская школа, инженерные наработки, производственная база, но именно эффективность бизнес-процессов сегодня и в перспективе будет ключевым фактором конкурентоспособности на очень сложном мировом рынке авиастроения", - отметил Андрей Шпиленко. В России уже есть примеры создания кластеров в авиастроении. Так, сформирован аэрокосмический кластер в Самарской области, основу которого составляют предприятия ракетно–космического машиностроения, авиастроения, двигателе- и агрегатостроения, научно-исследовательские организации. Также 27 октября 2016 года Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым рассмотрены и поддержаны предложения по созданию технопарка и промышленного кластера на базе Улан-Удэнского авиационного завода. На данный момент заявка Кластера высокотехнологичного машиностроения и приборостроения (Республика Бурятия) уже сформирована и проходит рассмотрение на включение в реестр промышленных кластеров Минпромторга России. Включение в реестр позволит кластеру рассчитывать на государственную поддержку реализуемых импортозамещающих проектов. По мнению Андрея Шпиленко, немаловажным аспектом выполнения поставленных проектом Стратегии задач станет работа по снижению издержек, значительная часть которых возникает из-за необходимости содержания предприятиями громоздкой непрофильной инфраструктуры, расходы на которую учитываются в себестоимости продукции. Как отметил глава Ассоциации, решением данной проблемы послужит создание промышленных технопарков на предприятиях, имеющих избыточные мощности. Деятельность таких технопарков будет направлена на реализацию проектов по импортозамещению и локализации компонентной базы. В целом, по словам Андрея Шпиленко, формирование авиационных промышленных кластеров и создание технопарков на мощностях существующих предприятий полностью укладывается в фундаментальные задачи, предполагаемые проектом Стратегии: развитие системы поставщиков, локализация технологий, управление качеством продукции. Однако, по мнению главы Ассоциации, развитие поддерживающей авиастроение инфраструктуры обязательно должно быть синхронизировано с работой по обеспечению выхода новой продукции на международные рынки. "Создание инфраструктуры должно идти параллельно с расширением сбыта, - резюмировал Андрей Шпиленко. – В противном случае мы получим или пустующие инфраструктурные мощности, или серьезные ограничения для конкурентоспособности продукции".

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!