Подкомитет НП "ОПЖТ" по неразрушающему контролю обсудил проект окончательной редакции ГОСТ "Система неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения. Общие положения"

26 января 2017 г.

24 января 2017 г. состоялось заседание Подкомитета НП "ОПЖТ" "Системы неразрушающего контроля железнодорожного подвижного состава, его составных частей, технических устройств и компонентов железнодорожной инфраструктуры" под председательством заместителя директора НИИ мостов, председателя Подкомитета Григория Дымкина.

В мероприятии приняли участие представители российских компаний и предприятий железнодорожной отрасли: АО "ВРК-3", АО "ВРК-2",  ООО "РэйлТрансХолдинг", НПК "Объединённая Вагонная Компания", ООО "Сибирская вагоноремонтная компания", ОАО "ВНИИЖТ", ООО "ВРК "Купино" и др. Открыло заседание обсуждение проекта окончательной редакции ГОСТ "Система неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения. Общие положения", который готовится принять Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Стандарт устанавливает требования к системе неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения на основных стадиях ее жизненного цикла – при проектировании, производстве и эксплуатации (в том числе, техническом обслуживании и ремонте) и включает: специальные требования к видам и методам неразрушающего контроля, нормативной и технологической документации по неразрушающему контролю, средствам неразрушающего контроля, квалификации персонала по неразрушающему контролю, а также организации, условиям и порядку проведения неразрушающего контроля продукцию железнодорожного назначения с целью выявления дефектов, недопустимых по требованиям нормативной и конструкторской документации. Присутствующие специалисты отрасли обсудили ряд критических замечаний к некоторым положениям документа, которые были направлены в Подкомитет ранее. Активную дискуссию участников совещания вызвала инициатива исключить пункт 7.3. ГОСТа, который содержит следующую информацию: "Средства НК, не являющиеся средствами измерений, должны быть аттестованы в качестве испытательного оборудования в соответствии с требованиями национального законодательства". Полученные возражения касаются, в основном, средств магнитно-порошкового контроля, которые не являются средствами измерений, и при этом также не аттестуются в качестве испытательного оборудования, отметил Григорий Дымкин. "Мы считаем, что данный пункт необходимо сохранить в ГОСТе,- заявил председатель Подкомитета. - Если данный пункт исключить, то встанет необходимость исключения любой процедуры контроля за оборудованием магнитно-порошкового контроля, что, в свою очередь, приведет к отсутствию конструкторской документации, регламентирующей технические характеристики и свойства данного оборудования". В результате, Подкомитет принял решение данный пункт ГОСТа отредактировать с учётом требований национального законодательства. Подводя итог обсуждению ГОСТа, Григорий Дымкин заявил, что Подкомитет продолжит сбор замечаний к документу со стороны экспертного сообщества, сформирует сводку отзывов к началу февраля 2017 года и  направит ее на рассмотрение в Технический комитет по стандартизации "Железнодорожный транспорт" № 45. В рамках обсуждения анализа организации неразрушающего контроля на предприятиях по ремонту подвижного состава по результатам аттестации лабораторий неразрушающего контроля, Григорий Дымкин сообщил о результатах работы экспертной организации, которая выполняет поручение Федерального агентства железнодорожного транспорта, связанное с аттестацией лабораторий неразрушающего контроля. "Процедуры аттестации прошли 332 лаборатории и, по результатам оценки экспертов, в среднем на одну лабораторию приходится 2,79 замечания, - отметил Григорий Дымкин. – При этом около 15% замечаний связаны с отсутствием в лабораториях полного комплекта оборудования для проведения исследований. Значительное количество замечаний связано с квалификацией персонала – 5,3% из общего количества замечаний". Вместе с тем докладчик подчеркнул, что ситуация на предприятиях, по итогам повторных аттестаций, улучшается в связи с жесткими требованиями "Росжелдора". Вместе с тем Подкомитет НП "ОПЖТ" по неразрушающему контролю подвел итоги работы в 2016 году: было проведено три отдельных заседания Подкомитета, при этом члены Подкомитета принимали участие в работе Координационного совета НП "ОПЖТ" по неразрушающему контролю и  Подкомитета по ремонту вагонов. В рамках доклада о планах на 2017 год Григорий Дымкин напомнил, что Подкомитет по неразрушающему контролю создавался как Подкомитет Комитета по качеству НП "ОПЖТ" и отметил, что теперь Подкомитет, ранее работавший самостоятельно, теперь вернется к первоначальному статусу. Затем докладчик презентовал план работы Подкомитета на 2017 год, который включает в себя рассмотрение новых методик и средств неразрушающего контроля,  обсуждение процессов подготовки специалистов лабораторий неразрушающего контроля, посещение одного из центров подготовки и сертификации соответствующего персонала, а также обязательное участие членов Подкомитета в Выставке средств и технологий неразрушающего контроля "Территория NDT". Елена Константинова, заместитель директора департамента по развитию ООО "РэйлТрансХолдинг", заместитель председателя Подкомитета по неразрушающему контролю, в свою очередь, проинформировала членов Подкомитета, что сегодня проходит актуализацию нормативный документ "Руководство по техническому обслуживанию и ремонту колесных пар грузового подвижного состава", в котором есть раздел требований по неразрушающему контролю, и в который внесены изменения. Замечания к документу Подкомитет принимает до  5 февраля 2017 года, отметила докладчик. В завершении заседания Григорий Дымкин поблагодарил присутствующих за оперативную и продуктивную работу и отметил, что Подкомитет по неразрушающему контролю открыт для предложений новых тем заседаний и дискуссий.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!