Состоялось заседание Подкомитета по автотормозам Комитета по грузовому подвижному составу НП "ОПЖТ"
17 марта 2017 года состоялось заседание Подкомитета по автотормозам Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники". Мероприятие провел председатель Подкомитета по автотормозам Игорь Назаров.
В заседании приняли участие российских компаний железнодорожной отрасли, профильных институтов и профессиональных сообществ: АО "Первая грузовая компания", АО "ФГК", АО "РОСНАНО", АО "ЦТК", АО "ВНИИЖТ", АО "ВНИКТИ" и др.
Открывая заседание, Игорь Назаров отметил, что присутствующим предстоит обсудить в ходе мероприятия широкий спектр вопросов и поставить ряд задач, над которыми будет работать Подкомитет по автотормозам в течение 2017 года.
Доклад начальника тормозоиспытательного вагона Октябрьской железной дороги Вениамина Погудина о причинах роста задержек в движении грузовых поездов по причине самопроизвольного срабатывания тормозов на полигоне Октябрьской железной дороги в 2016 году открыл обсуждение предложений по актуализации разработанных АО "ВНИИЖТ" Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 3 июня 2014года №151 – основного документа по эксплуатации тормозов.
Докладчик отметил, что ранее внесенные изменения в Правила (в частности, в пункт 179, пункт 48, приложение №2, пункт 1, приложение №3) повлекли за собой рост случаев задержек поездов на Октябрьской железной дороге в связи с самопроизвольным срабатыванием тормозов: в 2015 году – 492 случая, в 2016 году – 610 случаев.
Одной из причин возникновения данной проблемы, по мнению специалистов Октябрьской железной дороги, является установленный порядок действий машиниста при срабатывании датчика контроля целостности тормозной магистрали. Данный порядок предписывает машинисту обязательную остановку поезда для его осмотра без дополнительной проверки целостности тормозной магистрали.
Вторым фактором, влияющим на самопроизвольное срабатывание, является требование об обязательной проверке целостности тормозной магистрали при отправлении поезда завышением давления на 3-4 секунды в тормозной магистрали. Данное требование, по мнению специалистов Октябрьской железной дороги, негативно влияет на работу воздухораспределителя вагонов в головной части поезда, приводит к перезарядке рабочих камер воздухораспределителя и, как следствие, к самоторможению отдельных вагонов поезде, создает предпосылки к самопроизвольному срабатыванию тормозов при возникновения динамики отправления поезда и одновременной ликвидации сверх зарядного давления в поезде.
Резюмируя выступление Вениамина Погудина и последующее за ним обсуждение проблемы, Игорь Назаров попросил АО "ВНИИЖТ" рассмотреть все внесенные предложения по совершенствованию Правил и выработать свои рекомендации, Октябрьскую железную дорогу – подготовить обоснование для внесения новых изменений в документ. Кроме того, было принято решение считать целесообразным внести изменения в пункт 179 Правил в части исключения требований об обязательной остановке поезда для выяснения причины срабатывания датчика целостности тормозной магистрали во время движения грузового поезда.
Второй вопрос повестки заседания включил в себя обсуждение замечаний членов Подкомитета по автотормозам к первой редакции ГОСТ "Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения", разработанного ООО "ЦТК". Данный стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава. Игорь Назаров отметил, что 11 предприятий членов Подкомитета согласились с редакцией стандарта, свои замечания внесли три организации, и призвал коллег ускорить свою работу над редакцией стандарта.
По результатам дискуссии, в ходе которой прозвучали новые замечания членов Подкомитета в отношении применяемой в стандарте терминологии, дополнения и примеры, Игорь Назаров подчеркнул сложность разработки данного стандарта и предложил членам Подкомитета в течение месяца направить новые замечания к проекту документа и ООО "ЦТК" учесть эти комментарии в своей работе.
Затем председатель Подкомитета представил доклад об анализе причин отказов автотормозного оборудования за 2016 год. По данным системы КАСАНТ, предоставленным ПКБ ЦВ ОАО "РЖД" в ходе заседания по грузовому подвижному составу НП "ОПЖТ", более трети отказов приходится на автотормозное оборудование. При этом около 70% отказов приходится на воздухораспределители, 17,2% - на тормозную магистраль, 5,4% - на рычажную передачу, 4,3% на тормозную арматуру. В качестве мер по сокращению количества отказов технических средств предлагается реализовать допуск представителей "АСТО" на предприятия холдинга ОАО "РЖД", осуществляющие ремонт и техническое обслуживание грузовых, пассажирских вагонов, с целью мониторинга тормозного оборудования; организовать проверки заводов-изготовителей на соответствие качеству диафрагм для воздухораспределителей усл. № 270-716-2; возобновить Комиссии ОАО "РЖД" по тормозному оборудованию для железнодорожного подвижного состава; увеличить количество изучаемых вопросов по теме "Автотормоза" в годовых планах проведения технических занятий на 2017 год при дистанционном обучении на базе СДО ОАО "РЖД" работников структурных подразделений вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО "РЖД"; провести в структурных подразделениях вагонного хозяйства ЦДИ акции "Воздух". В конце своего выступления Игорь Назаров попросил членов Подкомитета предоставить свое видение решения данных проблем для их обсуждения на следующем заседании.
В рамках обсуждения вопроса о разработке регламента проведения ревизии автотормозного оборудования грузовых вагонов при их простое свыше шести месяцев, Игорь Назаров заявил, что по результатам поступивших предложений и замечаний, Подкомитет считает нецелесообразным разработку данного регламента ввиду отсутствия системы отслеживания простоя вагонов, неопределенности в отношении источников финансирования ревизий. Участники заседания приняли решение направить в адрес Комитета по грузовому подвижному составу, давшему поручение разработать данный регламент, мнение Подкомитета о нецелесообразности работы над документом ввиду вышеперечисленных причин.
Затем участники совещания приступили к обсуждению вопроса об актуализации перечня кодов неисправностей тормозного оборудования. Ввиду того, что существующие коды зачастую не отражают характер и признаки неисправностей, статистика на их основании не точна, Игорь Назаров представил проект актуализированного перечня неисправностей. Председатель Подкомитета призвал собственников ремонтных компаний, разработчиков подвижного состава и производителей железнодорожной техники в течение месяца внести свои предложения по номенклатуре кодов неисправностей в рамках продолжения работы над новым документом.
В повестку заседания также был включен вопрос о согласовании технического задания на разработку СТО "Порядок подтверждения выполнения требований надежности, готовности, ремонтопригодности, безопасности тормозных приборов в рамках оценки выполнения требований стандарта 109001, модифицированного под потребности индустрии. Общие положения". Было принято решение согласовать проект технического задания, разработанный соответствующей рабочей группой и размещенный на странице Подкомитета по автотормозам на официальном сайте НП "ОПЖТ".
В завершении заседания Игорь Назаров поблагодарил его участников за активную работу и содержательную дискуссию по всем вопросам повестки.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!