Ликвидировать аварии надо вовремя
Аварию, происшедшую в 1989 г. в Губе Андреева, мы ликвидировали только в последние годы. Анатолий Григорьев, руководитель проектов международно-технической помощи Управления международных программ и проектов в области радиоактивных отходов (РАО), ОЯТ и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов Госкорпорации «Росатом», рассказал на форуме "АТОМЭКСПО-2017 " о реализации международного проекта на самом крупном объекте Северо-Западного региона- бывшей технической базе военно-морского флота в Губе Андреева: " Проект, о котором мы будем сегодня говорить - уникальный. Он начался в начале 2000 гг. и закончился частично в этом году. Поводом для начала этого проекта стала тяжелая экологическая обстановка того объекта, которым раньше занималось Министерство обороны,так как именно оно занималось обслуживанием атомных подводных лодок в Губе Андреева. В начале 80-х гг. произошла радиационная авария,последствия которой были устранены, можно скзаать, только в последние годы, спустя более 20 лет. После аварии было заскладировано 22 000 тепловыделяющих сборок от ядерных реакторов атомных подводных лодок, которые мы не могли вывезти в течение многих лет. Потребовался длительный период, чтобы получить исходные данные, выполнить работы по проектированию и изготовить безопасные конструкции для безопасной транспортировки отработавшего ядерного топлива. Это самый крупный объект в северо-западном регионе страны и техническое состояние этого объекта, состояние радиационной обстановки заставило обратить внимание стран-доноров на участие в этом проекте. В 1999 году был реализован первый проект с участием доноров Норвегии. В этом проекте было ликвидировано загрязнение радиоактивныи веществами акватории Баренцева моря. Вслед за норвежскими пришли доноры из Великобритании, Италии, Швеции, чтоб решить весь комплекс проблем, сложившихся на объекте. В 2007 году было принято решение о самых главных проектах, чтобы приступить к самой главной задаче - вывозу топлива". Как решают вопрос утилизации отработавшего ядерного топлива реакторов подводных лодок другие страны?
Об этом сказал на форуме мой коллега, директор ФЦЯРБ Андрей Голиней: "Советский Союз имел потенциал гораздо больший, как нам становится известно сегодня, чем это было зарубежом. Более 200 атомных лодок. Разница в том, что все надо делать вовремя. Случилась авария в 80-х гг., а ликвидировали мы ее спустя десятилетия. Великобританцы и китайцы обращаютсяв корпорацию "Росатом", но тут четкий политический вопрос: чтобы получить доступ на эти объекты и продемонстрировать свои технологии, наверное, это невозможно.У участников проекта очень разные интересы. ГК «Росатом», владелец площадки, который полностью отвечает за ее безопасность и несет ответственность за качество работ.
Мы вовлекали проектные институты, научно-исследовательские институты. Все проекты получали экспертизу и лицензии. Ростехнадзор, корпорация «Росатом» и другие надзорные организации за нами следили просто не отрываясь, контролируя каждый шаг. Пристальное внимание общественности также сопровождали этот резонансных проект. Надеюсь, все тепловыделяющие сборки благополучно будут отправлены ПО «МАЯК», где, как мы рассчитываем, лет через десять все они и будут погребены окончательно».В Губе Андреева есть еще один проект - историческое здание бассейна, где и произошла авария, там осталось несколько разрушенных сборок, как будет решаться эта технически сложная задача?
Да, и об этом рассказал на "АТОМЭКСПО-2017" Игорь Павлов, гендиректор "Спецтехкомплекта". "Это уникальная технология российских ученах по извлечению деформированых топливных сборок, которые сейчас просто валяются там, в здании, реабилитацией которого мы занимаемся более 10 лет. Сложность втом, что человек там не может находиться в принципе. Наша организация разработала безлюдную автоматизированную технологию по извлечению этих сборок. По плану выполнения контракта в январе-феврале 2018 года будет создан стенд, который позволит отработать технологию по извлечению отработавших сборок и подготовить персонал. Кроме того, мы проведем комплекс работ по поддержанию здания и вывода его из аварийного состояни. Уже восстановили крышу и фасад здания", говорит Павлов.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!