Гендиректор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" выступил в Общественной палате на слушаниях нового законопроекта о науке
Генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов 8 декабря 2017 года на площадке Общественной палаты Российской Федерации принял участие в слушаниях о "Законодательном и экспертном обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации". Слушания были инициированы Комиссией Госдумы по правовому обеспечению развития организации ОПК и Комиссией Общественной палаты по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка.
В ходе мероприятия под председательством главы Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организации оборонно-промышленного комплекса, Президента Лиги оборонных предприятий Владимира Гутенева обсуждался законопроект "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации".
В слушаниях приняли участие представители федеральных органов государственной власти, руководители ведущих предприятий, научных и общественных организаций, вузов, в числе которых заместитель Председателя Союза машиностроителей, Председатель Комиссии Общественной палаты по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, академик РАН Борис Алешин, вице-президент РАН, академик Валентин Сергиенко, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко, заместитель Председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко, член Комитета Госдумы по образованию и науке Владимир Кононов.
В своем выступлении Андрей Дутов отметил, что для эффективного развития науки и технологий в первую очередь должны быть решены проблемы управления. Именно поэтому помимо обсуждаемого проекта нового закона о науке важно помнить о майских указах Президента Российской Федерации 2012 года, в соответствии с которыми, в том числе, должна быть создана современная система управления полным жизненным циклом. "Любой процесс выстраивания науки – фундаментальной или прикладной – нужен для того, чтобы в государстве было высокотехнологичное производство, росла прибыль и были рабочие места", – отметил он.
Во всех развитых странах уже сформирована современная система управления с акцентом на формирование опережающего научно-технического задела. В США этим начали заниматься в 1980-е годы в рамках программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), в европейских странах основная законодательная база, в том числе для совместных общеевропейских исследований, создана в 1990-е годы. Япония завершила реформирование системы управления наукой и технологиями в начале 2000-х годов.
"Наука – дело государственное. Это прежде всего конкурентоспособность государства как территории. Ведь по сути у нашей промышленности не так много конкурентных преимуществ. Именно поэтому наука стоит на первом месте. И чем динамичнее развивается наука, тем больше возможностей получать технологии, на основе которых будет развиваться промышленность", – отметил Андрей Дутов. "Тандем фундаментальной и прикладной науки – отправная точка создания системы управления промышленностью. Фундаментальная наука – это базовые знания, которые могут появиться как завтра, так и через 10 лет. Это основа основ, и она должна финансироваться государством в полном объеме по тем направлениям, которые определяют ведущие ученые страны. Прикладные исследования – иное. Ученый должен к конкретному сроку создать ту или иную технологию. Если сроки срываются, то промышленность пробуксовывает. Поэтому все должно прогнозироваться и контролироваться, чтобы в нужный момент у промышленности были готовые к внедрению технологии. Поэтому хотелось бы, чтобы этапы создания и развития технологий были четко прописаны в законе о науке".
Андрей Дутов особо отметил неурегулированное правовое положение прикладной науки: "Деньги на прикладную науку в основном приходят от Минпромторга, а нормативную базу прикладных исследований пишет Минобрнауки как для фундаментальных институтов. Мы ощущаем то, что никто не может четко сформулировать цели".
Особое внимание в своем докладе Андрей Дутов также уделил вопросам сертификации. "Без подтверждения работоспособности технологию не возьмут в производство. Например, сделали новый аппарат. Если наука подтвердила, что он работает, соответствует заложенным характеристикам, то дальше можно идти и развивать этот вид техники. И это инструмент контроля исследований и ОКР со стороны государства. Другого механизма у чиновников нет. Нет его и у частного бизнеса. Даже если кто-то привлек кредит, то ему все равно нужна техническая экспертиза, валидация. Поэтому содержание экспериментальной базы должно проходить отдельной строчкой в бюджете, так как это функция государства", – сказал он.
Андрей Дутов также добавил, что в законодательстве должно быть четко прописано, что такое сертификационный центр, испытательный центр, экспериментальная база.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!