Повышение энергоэффективности – наиболее целесообразный путь климатического регулирования в России
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян принял участие в конференции "Инвестиции в климат: новая парадигма экономического развития России" и выступил с докладом о путях выполнения обязательств по Парижскому климатическому соглашению. Мероприятие было организовано общественной организацией "Деловая Россия" и Министерством экономического развития РФ.
Россия является одной из 194 стран (в том числе США, Китай, Индия, страны ЕС и др.), подписавших в декабре 2015 года Парижское соглашение по климату. Согласно его условиям, Россия взяла на себя обязательство по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году на 25–30% (по сравнению с уровнем 1990 года).
По оценкам ИПЕМ, Россия может выполнять данное обязательство, не принимая при этом радикальных мер, угрожающих социально-экономическому развитию страны. Расчёты Института показали, что если энергоёмкость российской экономики будет снижаться на 1,1% в год (прогноз Международного экономического агентства), то обязательство по выбросам будет выполнено даже при сохранении текущего топливного баланса, объёмов поглощения CO2 лесами и при темпах роста ВВП на 2,5% в год.
Темпы снижения энергоёмкости на 1,1% в год были заложены в изначальную редакцию госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики". Реально за последние 8 лет энергоёмкость экономики снижалась лишь на 0,6% в год. Как отметил на конференции Юрий Саакян, именно стимулирование повышения энергоэффективности может, с одной стороны, позволить выполнить международные природоохранные обязательства России, а с другой – повысить конкурентоспособность экономики. Это продиктовано тем, что Россия обладает высоким потенциалом повышения энергоэффективности, большинство мер повышения энергоэффективности являются рентабельными для инвесторов, а работа в данном направлении приведет в перспективе к снижению цен на товары и услуги.
Альтернативные подходы к регулированию выбросов парниковых газов (ввод налогов на топливо или платежей за выбросы) будет негативно отражаться на экономике России, ускоряя инфляцию и снижая конкурентоспособность промышленности. "Ввод прямых платежей за выбросы парниковых газов (в виде углеродного сбора или систем торговли квотами) в России нецелесообразен, - указал Юрий Саакян. - Эта мера слишком радикальна: она приведёт как к росту цен на товары и услуги, так и к росту издержек отраслей ТЭК".
В июле 2016 года ИПЕМ представил аналитический доклад "Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России", где отмечал существенные риски выполнения условий соглашения для России. По оценкам Института, ввод в России налога на выбросы в размере 15 долл. США за тонну эквивалента CO2 потребует ежегодных выплат в размере 42 млрд долл. США (2,56–3,29 трлн руб.) или 3,2–4,1% ВВП за 2015 год. Если ставка налога на выбросы составит 35 долл. США за тонну эквивалента CO2, то объём выплат составит 7,5–9,6% ВВП. Усиление налогового бремени грозит стать причиной закрытия множества предприятий и ликвидации целых отраслей промышленности, что приведёт к сокращению сотен тысяч рабочих мест в таких отраслях, как добыча угля, нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство, металлургия, производство строительных материалов и удобрений.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!