Участники заседания Секции "Сварка" НП "ОПЖТ" обсудили правила аттестации сварщиков на железнодорожном транспорте

06 октября 2017 г.

5 октября 2017 года состоялось заседание Секции "Сварка" при Комитете по координации производителей в металлургическом комплексе Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники". Мероприятие провел председатель Секции Аркадий Николин.

В заседании принял участие вице-президент, член Наблюдательного совета НП "ОПЖТ" Олег Сеньковский, а также руководители и ведущие специалисты профильных департаментов ООО "ИЦПВК", АО "ВРК-1", АО "ВРК-2", ПКБ ЦТ ОАО "РЖД", ООО "Трансвагонмаш", ООО "Уральские локомотивы", ОАО "ТВЗ", АО "ВНИИЖТ", МГУПС МИИТ, АО "НИИ мостов" и др. Открывая заседание, Аркадий Николин напомнил присутствующим, что первая редакция "Правил аттестации сварщиков на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества" действовала с 1 января 2013 года. За четыре года действия этого документа появилась необходимость в его актуализации. Обновленная редакция Правил прошла аттестацию железнодорожных администраций государств-участников Содружества, и будет утверждена на шестьдесят седьмом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, который состоится 19-20 октября 2017 года в г. Рига, Латвия. Внесенные изменения в актуализированную редакцию "Правил аттестации сварщиков на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества" представил ведущий научный сотрудник отделения "Сварка" АО "ВНИИЖТ" Денис Абраменко. Докладчик представил краткую информационную справку о нововведениях. В частности, документ был гармонизирован с новыми российскими и международными стандартами сварки в железнодорожном комплексе. Кроме того, новая редакция правил включила в себя стандарты полуавтоматической сварки, например, дуговой наплавки под флюсом деталей локомотивов и грузовых вагонов, многодуговой наплавки опорной поверхности подпятника надрессорной балки под флюсом и др. В новой редакции также введены требования к контрольным сварным соединениям на наплавку, и требования к объему испытаний контрольных сварных соединений на наплавку. При этом испытания контрольных сварных соединений теперь должны выполняться в испытательных лабораториях в соответствии с национальным законодательством железнодорожной администрации. Значительные изменения претерпели требования к экзаменующему органу. В частности, теперь работодатель вправе проводить аттестацию сварщика в аттестационной комиссии, созданной приказом по предприятию, или с привлечением внешнего экзаменующего органа. Теоретический экзамен и практические испытания сварщика должны проводиться при непосредственном присутствии всех членов аттестационной комиссии. При этом в состав аттестационной комиссии должны входить председатель комиссии, секретарь комиссии и члены комиссии. Определены также минимальные требования к членам аттестационной комиссии: наличие одного квалифицированного инженера по сварке, наличие одного члена комиссии, прошедшего проверку знаний Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, наличие одного члена комиссии, аттестованного по пожарно-техническому минимуму, наличие одного члена комиссии, сертифицированного в соответствии с ИСО 9712 на проведение визуального контроля (VT) не ниже 2 уровня в секторе продуктов - сварные соединения, производственного сектора - железнодорожный транспорт. Допускается наличие одного члена комиссии, прошедшего обучение и проверку знаний пожарно-техническому минимуму и прошедшего проверку знаний Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ. Вместе с тем в состав аттестационной комиссии не должны входить лица, проводившие обучение (специальную подготовку) аттестуемых сварщиков. Кроме того, в случае проведения аттестации сварщика с привлечением внешнего экзаменующего органа при практических испытаниях сварщика на натурных деталях, на специализированном сварочном и испытательном оборудовании, например, при наплавке локомотивных центров колесных или надрессорных балок тележек грузовых вагонов, допускается сварку, наплавку, напыление контрольных сварных соединений и контроль их качества выполнять на производственных мощностях и оборудовании работодателя. Все вышеперечисленные изменения нашли позитивный отклик у участников заседания. При этом в ходе последовавшей за выступлением Дениса Абраменко дискуссии, было сформировано общее мнение о необходимости разработки ряда методологических документов для поддержки и разъяснения Правил, а также о необходимости проработать типовые методики ультразвукового контроля и иных методов дефектоскопии. Последние будут предложены к включению в программу стандартизации НП "ОПЖТ" на 2018 год, подчеркнул Аркадий Николин. В завершении заседания Олег Сеньковский пригласил участников Секции принять участие в международной конференции "Сварка на железнодорожном транспорте", которая состоится 24 октября 2017 года в г. Тверь.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!