Новое понимание доступности электроэнергии
22 августа 2017 г.
22.08.2017
Павел Гонтарев, генеральный директор SAP СНГ
Достаточно ли электроэнергии российским потребителям и всем ли она доступна? Ответ на этот вопрос не настолько очевиден, как может показаться на первый взгляд. Специально для Energyland.info эксперт SAP разобрался в определении доступности энергии. Кажется, что электроэнергия в России доступна. Мощности много и даже в избытке. Сети охватывают всю страну. Подключение стоит недорого. В рейтинге Doing Business в 2015 году Россия улучшила свои позиции как раз благодаря параметрам простой процедуры подключения к энергосетям, надежности электроснабжения, а также прозрачности тарифов. Правда, часть этого позитива была обеспечена изменениями методологии рейтинга и по итогам 2016 года дальнейших успехов отмечено не было. Тем не менее, на просторах России скрывается множество проблем энергоснабжения. Исторически мощности, например, были сосредоточены в основном в районах, где появлялись крупные промышленные объекты. Линии электропередачи также строились в расчете на обеспечение промышленных регионов. Сегодня при другой структуре производства электросети или работают с неполной нагрузкой, или перегружены. Это может быть справедливо для одного района города, может касаться целого региона или федерального округа. В Москве, например, пока не находят своих потребителей мощности в районе завода «Серп и молот». При этом даже на поддержание сетевой инфраструктуры ресурсов недостаточно. В 2016 году, по данным Россетей, 21% аварий были вызваны износом оборудования, 13% - несвоевременными ремонтами, но финансирование реновации с 2013 года лишь сокращалось. Источников дополнительных средств на ремонты не так много, в том числе из-за тарифов, регулируемых государством. Получается, что энергосистема находится в заложниках у экономики, где энергия должна быть доступной, то есть дешевой. Тарифы низкие – ресурсов для ремонтов и строительства новых объектов мало. Однако сегодня доступность нужно понимать по-другому. Это не только дешевизна, но и свободный доступ к энергии для всех потребителей в любой географической точке в любой момент. Не только для двух-трех крупных предприятий региона, но и для самого разного среднего и малого бизнеса, и для физических лиц. Это готовность подключить новых потребителей в любой момент и быстрые решения об инвестициях в строительство. При современном понимании доступной энергии поставщик всегда знает, кто его клиент, каковы его потребности сегодня и как они изменятся завтра, какой тариф ему стоит предложить, каким потребителям предложить технологическое присоединение. Казалось бы, ответы на эти вопросы и так есть в каждой энергокомпании. Тем не менее, интересы того самого среднего и малого бизнеса энергетики успевают отследить не всегда, из-за чего упускают потребителей и терпят убытки. Закрытие предприятий, появление нового бизнеса, строительство жилой и коммерческой недвижимости – все это часто остается незамеченным энергетиками. Традиционный стиль общения через «окно обращений» с 8 до 17 по будням играл свою роль в этом. Естественно, энергокомпании не будут делать SMS-рассылки об акциях на технологическое присоединение и реклама тарифов не появится на биллбордах. Стоит начать с небольших «заимствований» из отраслей с высокой маркетинговой активностью: аналитика рынка, опросы о том, каковы ожидания потребителей, спецпредложения тарифов для бизнеса. Одной из первых мер также должно стать создание небольших подразделений, ответственных за индивидуальную работу с предприятиями - ключевыми потребителями. Сотрудники таких отделов и департаментов должны отвечать за то, чтобы поддерживать личный контакт с заказчиками, отслеживать основные события в бизнесе клиента и его потребности, разрабатывать спецтарифы и т.д. Стоит также искать ответ на вопрос о том, что нужно клиенту, в данных, собранных с помощью систем учета потребления энергии. Аналитические надстройки над этими решениями позволят выделить ключевых крупных потребителей и тех, кто пока относится к среднему и малому бизнесу, но со временем может перейти в разряд крупного. Аналитика также поможет выяснить, от ухода каких именно клиентов нужно «застраховаться», какой тариф в виде спецпредложения заставит их не думать о смене поставщика, что им предложить в определенный сезон или накануне важного события, какой тариф устроит потребителя и не оставит без прибыли поставщика. Имея ответы на эти вопросы, мы сформулируем самое точное определение энергии, доступной всем.
Достаточно ли электроэнергии российским потребителям и всем ли она доступна? Ответ на этот вопрос не настолько очевиден, как может показаться на первый взгляд. Специально для Energyland.info эксперт SAP разобрался в определении доступности энергии. Кажется, что электроэнергия в России доступна. Мощности много и даже в избытке. Сети охватывают всю страну. Подключение стоит недорого. В рейтинге Doing Business в 2015 году Россия улучшила свои позиции как раз благодаря параметрам простой процедуры подключения к энергосетям, надежности электроснабжения, а также прозрачности тарифов. Правда, часть этого позитива была обеспечена изменениями методологии рейтинга и по итогам 2016 года дальнейших успехов отмечено не было. Тем не менее, на просторах России скрывается множество проблем энергоснабжения. Исторически мощности, например, были сосредоточены в основном в районах, где появлялись крупные промышленные объекты. Линии электропередачи также строились в расчете на обеспечение промышленных регионов. Сегодня при другой структуре производства электросети или работают с неполной нагрузкой, или перегружены. Это может быть справедливо для одного района города, может касаться целого региона или федерального округа. В Москве, например, пока не находят своих потребителей мощности в районе завода «Серп и молот». При этом даже на поддержание сетевой инфраструктуры ресурсов недостаточно. В 2016 году, по данным Россетей, 21% аварий были вызваны износом оборудования, 13% - несвоевременными ремонтами, но финансирование реновации с 2013 года лишь сокращалось. Источников дополнительных средств на ремонты не так много, в том числе из-за тарифов, регулируемых государством. Получается, что энергосистема находится в заложниках у экономики, где энергия должна быть доступной, то есть дешевой. Тарифы низкие – ресурсов для ремонтов и строительства новых объектов мало. Однако сегодня доступность нужно понимать по-другому. Это не только дешевизна, но и свободный доступ к энергии для всех потребителей в любой географической точке в любой момент. Не только для двух-трех крупных предприятий региона, но и для самого разного среднего и малого бизнеса, и для физических лиц. Это готовность подключить новых потребителей в любой момент и быстрые решения об инвестициях в строительство. При современном понимании доступной энергии поставщик всегда знает, кто его клиент, каковы его потребности сегодня и как они изменятся завтра, какой тариф ему стоит предложить, каким потребителям предложить технологическое присоединение. Казалось бы, ответы на эти вопросы и так есть в каждой энергокомпании. Тем не менее, интересы того самого среднего и малого бизнеса энергетики успевают отследить не всегда, из-за чего упускают потребителей и терпят убытки. Закрытие предприятий, появление нового бизнеса, строительство жилой и коммерческой недвижимости – все это часто остается незамеченным энергетиками. Традиционный стиль общения через «окно обращений» с 8 до 17 по будням играл свою роль в этом. Естественно, энергокомпании не будут делать SMS-рассылки об акциях на технологическое присоединение и реклама тарифов не появится на биллбордах. Стоит начать с небольших «заимствований» из отраслей с высокой маркетинговой активностью: аналитика рынка, опросы о том, каковы ожидания потребителей, спецпредложения тарифов для бизнеса. Одной из первых мер также должно стать создание небольших подразделений, ответственных за индивидуальную работу с предприятиями - ключевыми потребителями. Сотрудники таких отделов и департаментов должны отвечать за то, чтобы поддерживать личный контакт с заказчиками, отслеживать основные события в бизнесе клиента и его потребности, разрабатывать спецтарифы и т.д. Стоит также искать ответ на вопрос о том, что нужно клиенту, в данных, собранных с помощью систем учета потребления энергии. Аналитические надстройки над этими решениями позволят выделить ключевых крупных потребителей и тех, кто пока относится к среднему и малому бизнесу, но со временем может перейти в разряд крупного. Аналитика также поможет выяснить, от ухода каких именно клиентов нужно «застраховаться», какой тариф в виде спецпредложения заставит их не думать о смене поставщика, что им предложить в определенный сезон или накануне важного события, какой тариф устроит потребителя и не оставит без прибыли поставщика. Имея ответы на эти вопросы, мы сформулируем самое точное определение энергии, доступной всем.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!