ИПЕМ прогнозирует существенный спад производства полувагонов к 2021 году
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) провел анализ текущего состояния рынка производства полувагонов и оценил перспективы его развития в ближайшие годы. По оценкам Института, через 3 года внутренний спрос на полувагоны будет значительно ограничен. В связи с этим ИПЕМ ожидает ускорения процессов переориентации вагоностроительных производств на специализированные грузовые вагоны, в первую очередь, на платформы и хопперы.
По данным ИПЕМ, в январе-апреле 2018 года на российских вагоностроительных предприятиях было выпущено 12,9 тысяч полувагонов, что на 10,1% больше, чем в январе-апреле 2017 года. При этом всего грузовых вагонов различной специализации за этот же период было выпущено 20,5 тысяч единиц, что на 15,7% больше, чем в 2017 году. По мнению Института, более низкий темп восстановления производства полувагонов после спада в кризисный период 2015-2016 годов, свидетельствует о смещении спроса в сторону специализированных вагонов - платформ, цистерн, зерновозов, минераловозов и др.
При этом доля крупнейших производителей полувагонов - АО НПК "Уралвагонзавод" и ПАО "НПК ОВК" - в общей структуре выпуска полувагонов по итогам четырёх месяцев 2018 года существенно сократилась: с 83,7% в январе-апреле 2017 года до 64,5% за аналогичный период в этом году. ИПЕМ считает, что рост спроса на полувагоны приходится на предприятия, прекратившие или существенно снизившие объем их выпуска в предыдущие годы (в частности, АО "Алтайвагон", АО "Рузхиммаш", ЗАО "Промтрактор-вагон"), а также специализирующиеся на выпуске полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 т на ось.
Институт ожидает замедления динамики роста производства полувагонов по итогам 2018 года. По прогнозам ИПЕМ, к концу года будет произведено свыше 65 тыс. вагонов всех типов, что на 12% больше, чем в 2017 году. При этом с 2019 года рынок производства полувагонов будет характеризоваться уже снижением спроса относительно текущего уровня, что связано с исчерпанием потребности в омоложении парка (текущий возраст парка полувагонов на сети - 8,2 лет при сроке службы 22-32 лет), а также низкой вероятностью сохранения значительно роста погрузки на железнодорожном транспорте.
В связи с этим ИПЕМ высоко оценивает перспективу сокращения производства полувагонов на российских вагоностроительных предприятиях для внутреннего рынка к 2021 году и их переориентацию на выпуск специализированных грузовых вагонов, а также организацию небольших объемов поставок полувагонов на экспорт. По оценкам Института, наибольшим спросом в ближайшие годы будут пользоваться платформы (объем рынка в 2019-2024 годах – 40-47 тысяч единиц, 108-126 млрд руб. в ценах 2018 года) и хопперы (объем рынка в 2019-2024 годах – 20-22 тысяч единиц, 68-75 млрд руб. в ценах 2018 года).
Ряд крупных производителей уже занимается перепрофилированием мощностей. По данным ИПЕМ, в январе-апреле 2018 года доля специализированного подвижного состава в общем объеме выпуска ПАО "НПК ОВК" выросла на 15,1 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 1 000 до 1 840 единиц), у АО "Алтайвагон" - на 0,5 п.п. (с 248 до 346 единиц). С другой стороны, у АО "НПК "Уралвагонзавод" доля специализированного подвижного состава в структуре выпуска сократилась на 2,7 п.п. (с 296 до 162 единиц).
"Выпуск специализированных грузовых вагонов в последние годы был нишей для небольших и средних игроков, - отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. - Приход в эти сегменты крупных предприятий, специализировавшихся ранее на полувагонах, за счет эффекта масштаба может оказать существенное влияние на изменение структуры рынков. В связи с этим регуляторам уже сегодня целесообразно обратить внимание на сферы производства специализированных вагонов, чтобы снять риски возникновения недобросовестной конкуренции между производителями, а также в ремонтном комплексе".
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!