Доплата за резервируемую мощность как страховка от жадности
23 ноября 2018 г.
23.11.2018
Жанна Айгильдина, заместитель генерального директора по экономике и финансам ЛОЭСК
Сетевые компании не могут отказать заявителю в объеме запрашиваемой мощности и вынуждены создавать избыточный резерв, а потом содержать сетевую инфраструктуру для обслуживания невостребованной максимальной мощности. В середине ноября в Москве в комитете Госдумы РФ по энергетике под председательством Валерия Селезнева состоялся экспертный совет, на котором обсуждался актуальный и вызывающий много споров правительственный законопроект о переходе к оплате величины резервируемой мощности, обязующий потребителей (юридические лица) оплачивать не только фактически потраченную электроэнергию, но и резервируемую максимальную мощность. Но информобмен между сетевыми и энергосбытовыми компаниями не налажен. Среди участников заседания были представлены все заинтересованные стороны: инициатор законопроекта – заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов, представители Федеральной Антимонопольной службы, ПАО «Россети» и других российских электросетевых организаций, представители энергосбытовых компаний и сообщества потребителей, в том числе и крупного бизнеса. Участники совета сошлись во мнении, что проблема резервируемой, но не используемой потребителями мощности, существуют уже много лет и давно требует решения. Заместитель генерального директора по экономике и финансам Ленинградской областной электросетевой компании Жанна Айгильдина делится своими "за" и "против" нового законопроекта: - Считаю, что на практике заявитель редко занимается глубоким и качественным анализом потребности в электроэнергии и мощность берет с большим запасом. В результате сетевая компания не может отказать заявителю в запрашиваемой мощности и вынуждена создавать избыточную мощность под заявителя, а потом содержать сетевую инфраструктуру для обслуживания невостребованной максимальной мощности. Это неизбежно увеличивает тарифную нагрузку, распространяющуюся на всех потребителей региона. Сейчас нет механизма экономической мотивации потребителя, который не использует имеющиеся у него мощности. Проблему невостребованной максимальной мощности обсуждают уже более шести лет. Актуальный законопроект подразумевает, что оплачивать резерв мощности должны все потребители, являющиеся юридическими лицами, хотя существует альтернативное мнение ФАС России о целесообразности ограничить круг до крупных потребителей с мощностью выше 5 МВт. Для новых заявителей по технологическому присоединению Минэнерго РФ предлагает ввести автоматическую оплату заявленной мощности, чтобы заявитель сразу просчитывал свою реальную потребность и не увеличивал мощность «про запас». Уже существующие потребители будут вынуждены ежемесячно доплачивать за неиспользуемую резервную мощность. Администрированием резерва мощности будут заниматься сетевые и сбытовые организации региона – сетевые компании обяжут собирать статистику текущего и предыдущих периодов (период - 12 календарных месяцев) для анализа и оценки на соответствие критериям, предусмотренным законопроектом, и передавать данные в сбытовые организации для выставления счетов. На мой взгляд, процесс сбора и анализа информации станет для сетевых компаний очень трудоемким и не релевантным результату. В ЛОЭСК, например, 45 000 точек поставки юридическим лицам. Мы поддерживаем позицию ФАС России, что было бы оптимальным сфокусироваться только на крупных потребителях. Более того, на наш взгляд, проблема неиспользуемых мощностей существует не в каждом регионе России, поэтому было бы эффективней выбрать только конкретные регионы, где эта проблема есть. Хочу отметить, что в законопроекте пока еще много принципиальных «пробелов». Например, не обозначен механизм грамотного распределения средств от «сэкономленной» резервной электроэнергии, от которой потребители, посчитав экономические потери, будут отказываться. Еще одна большая проблема – не налажен обмен информацией между гарантирующими поставщиками и сетевыми компаниями. Это проблема всероссийского масштаба: сетевые организации зачастую не владеют полной информационной базой данных о конечных потребителях. При этом сбытовые компании, при наличии сопутствующих условий в законодательстве, не всегда стремятся помочь своим коллегам в данном вопросе. Поэтому логично, что администрированием должны заниматься не сетевые организации, а сбытовые компании. Кроме того, необходимо протестировать нагрузку на региональные и федеральные бюджеты – ведь многие крупные потребители являются бюджетными и их «доплаты» за резервные мощности могут сказаться на их платежеспособности, а также серьезно ударить по бюджетам регионов. Многие из участников Экспертного совета - как представители потребителей, так и электросетевые и сбытовые компании - сошлись во мнении, что законопроект нуждается в серьезной доработке и обсуждениях. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ. И несмотря на наши замечания, есть риск, что его примут в той редакции, которая существует сегодня. Тогда всем - и потребителям, и электросетевым компаниям, и сбытовым организациям – придется иметь дело с таким законодательством, которое будет принято и начнет работать.
Сетевые компании не могут отказать заявителю в объеме запрашиваемой мощности и вынуждены создавать избыточный резерв, а потом содержать сетевую инфраструктуру для обслуживания невостребованной максимальной мощности. В середине ноября в Москве в комитете Госдумы РФ по энергетике под председательством Валерия Селезнева состоялся экспертный совет, на котором обсуждался актуальный и вызывающий много споров правительственный законопроект о переходе к оплате величины резервируемой мощности, обязующий потребителей (юридические лица) оплачивать не только фактически потраченную электроэнергию, но и резервируемую максимальную мощность. Но информобмен между сетевыми и энергосбытовыми компаниями не налажен. Среди участников заседания были представлены все заинтересованные стороны: инициатор законопроекта – заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов, представители Федеральной Антимонопольной службы, ПАО «Россети» и других российских электросетевых организаций, представители энергосбытовых компаний и сообщества потребителей, в том числе и крупного бизнеса. Участники совета сошлись во мнении, что проблема резервируемой, но не используемой потребителями мощности, существуют уже много лет и давно требует решения. Заместитель генерального директора по экономике и финансам Ленинградской областной электросетевой компании Жанна Айгильдина делится своими "за" и "против" нового законопроекта: - Считаю, что на практике заявитель редко занимается глубоким и качественным анализом потребности в электроэнергии и мощность берет с большим запасом. В результате сетевая компания не может отказать заявителю в запрашиваемой мощности и вынуждена создавать избыточную мощность под заявителя, а потом содержать сетевую инфраструктуру для обслуживания невостребованной максимальной мощности. Это неизбежно увеличивает тарифную нагрузку, распространяющуюся на всех потребителей региона. Сейчас нет механизма экономической мотивации потребителя, который не использует имеющиеся у него мощности. Проблему невостребованной максимальной мощности обсуждают уже более шести лет. Актуальный законопроект подразумевает, что оплачивать резерв мощности должны все потребители, являющиеся юридическими лицами, хотя существует альтернативное мнение ФАС России о целесообразности ограничить круг до крупных потребителей с мощностью выше 5 МВт. Для новых заявителей по технологическому присоединению Минэнерго РФ предлагает ввести автоматическую оплату заявленной мощности, чтобы заявитель сразу просчитывал свою реальную потребность и не увеличивал мощность «про запас». Уже существующие потребители будут вынуждены ежемесячно доплачивать за неиспользуемую резервную мощность. Администрированием резерва мощности будут заниматься сетевые и сбытовые организации региона – сетевые компании обяжут собирать статистику текущего и предыдущих периодов (период - 12 календарных месяцев) для анализа и оценки на соответствие критериям, предусмотренным законопроектом, и передавать данные в сбытовые организации для выставления счетов. На мой взгляд, процесс сбора и анализа информации станет для сетевых компаний очень трудоемким и не релевантным результату. В ЛОЭСК, например, 45 000 точек поставки юридическим лицам. Мы поддерживаем позицию ФАС России, что было бы оптимальным сфокусироваться только на крупных потребителях. Более того, на наш взгляд, проблема неиспользуемых мощностей существует не в каждом регионе России, поэтому было бы эффективней выбрать только конкретные регионы, где эта проблема есть. Хочу отметить, что в законопроекте пока еще много принципиальных «пробелов». Например, не обозначен механизм грамотного распределения средств от «сэкономленной» резервной электроэнергии, от которой потребители, посчитав экономические потери, будут отказываться. Еще одна большая проблема – не налажен обмен информацией между гарантирующими поставщиками и сетевыми компаниями. Это проблема всероссийского масштаба: сетевые организации зачастую не владеют полной информационной базой данных о конечных потребителях. При этом сбытовые компании, при наличии сопутствующих условий в законодательстве, не всегда стремятся помочь своим коллегам в данном вопросе. Поэтому логично, что администрированием должны заниматься не сетевые организации, а сбытовые компании. Кроме того, необходимо протестировать нагрузку на региональные и федеральные бюджеты – ведь многие крупные потребители являются бюджетными и их «доплаты» за резервные мощности могут сказаться на их платежеспособности, а также серьезно ударить по бюджетам регионов. Многие из участников Экспертного совета - как представители потребителей, так и электросетевые и сбытовые компании - сошлись во мнении, что законопроект нуждается в серьезной доработке и обсуждениях. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ. И несмотря на наши замечания, есть риск, что его примут в той редакции, которая существует сегодня. Тогда всем - и потребителям, и электросетевым компаниям, и сбытовым организациям – придется иметь дело с таким законодательством, которое будет принято и начнет работать.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!