Ассоциация "Росспецмаш" попросила Президента России не допустить отмены действующих мер поддержки машиностроения

17 декабря 2018 г.

Ассоциация "Росспецмаш" (объединяет компании специализированного машиностроения) выступает против отмены действующих эффективных программ поддержки специализированного машиностроения (постановлений правительства РФ № 145, 146, 547, 634, 163, 518, 496, 1368, 1388, 1312). Они должны быть сохранены даже при условии принятия постановления правительства "О государственной поддержке российских организаций в целях реализации корпоративных программ международной конкурентоспособности" (КПМК). Об этом говорится в письме Ассоциации "Росспецмаш" на имя Президента России.

Введение неотлаженного механизма предоставления так называемой единой субсидии вместо целого комплекса мер, доказавших свою высокую эффективность, приведет к сокращению инвестиций в производство, снижению выпуска специализированной техники и объемов экспортных поставок, а также к усилению социально-экономической напряженности в отрасли. Опубликованный проект постановления правительства о реформе господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком, должен заменить существующие отраслевые программы поддержки спроса и экспорта уже в 2019 году. Будет осуществлен переход к единой субсидии под обязательства увеличить экспортные отгрузки. Для получения субсидии компании должны составить корпоративные программы международной конкурентоспособности (КПМК). Об этом сообщали СМИ. Действующие меры господдержки дали возможность производителям специализированной техники нарастить экспорт и выйти на новые зарубежные рынки. Например, компании сельхозмашиностроения благодаря этим механизмам уже выполняют Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 по увеличению поставок своей продукции за рубеж и перевыполняют по этому показателю нормативы Стратегии развития экспорта сельхозтехники из России до 2025 года. На протяжении последних лет экспорт российской сельхозтехники неуклонно растет. Так за 6 мес. 2018 года он вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 57% - до 6,7 млрд руб. Растет экспорт в строительно-дорожном машиностроении. Комплекс действующих мер направлен на развитие и поддержку производства, в частности, на субсидирование транспортировки продукции машиностроения, проведения НИОКР, обратного выкупа, субсидирование участия в крупнейших отраслевых международных выставках, предусматривает льготное кредитование, льготный лизинг, страховую поддержку экспорта. В следующем году компании специализированного машиностроения не готовы брать на себя обязательства по росту экспорта (заложены в КПМК), так как механизм предлагаемой поддержки непонятен. Производители также видят риски, связанные с отсутствием методики распределения средств между отдельными предприятиями и отраслями в субъектах РФ. "К тому же при реализации КПМК не определено значение "конкурентоспособная продукция". Это должна быть продукция, имеющая заключение в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №719", - отметил представитель Ассоциации "Росспецмаш". Ассоциация "Росспецмаш" также направила соответствующее письмо от лица производителей на имя премьер-министра России Дмитрия Медведева, первого вице-премьера России Антона Силуанова, вице-премьера России Дмитрия Козака, помощника Президента России Андрея Белоусова, главы Минпромторга России Дениса Мантурова. Машиностроители считают, что единая субсидия не должна быть принята без существенной доработки документа с участием промышленников. По словам генерального директора АО "Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения" Татьяны Филидовой, документ необходимо существенно дорабатывать с привлечением экспертов от предприятий. Запускать его нужно после подготовки всех нормативных документов как пилотный проект при условии, что будут реализовываться действующие меры господдержки машиностроителей. Ведь в лучшем случае программа начнет действовать не раньше второго квартала 2019 года. Отмена действующих в настоящее время мер господдержки крайне негативно скажется на показателях российских заводов. Кроме того, машиностроители будут поставлены в зависимость от региональной казны. В регионах с дефицитным бюджетом производители будут ограничены в возможности воспользоваться государственной поддержкой для развития своей деятельности, увеличения объемов производства и реализации продукции, расширения рынков сбыта. Чтобы выжить некоторые будут вынуждены переносить производство в другие субъекты и развитие дотационных регионов замедлится. Генеральный директор ООО "МЗ ТОНАР", производящего строительно-дорожную и прицепную технику, Денис Кривцов говорит про эффективность действующих мер господдержки машиностроителей, которые позволили предприятию в два раза увеличить производство. Предложение отменить эти механизмы и внедрить новую программу не учитывает уже реализующиеся при поддержке государства инвестиционные проекты. Это большой удар по уровню доверия между заводами и государством. "Что касается самой сути предложенной единой субсидии, то это беззастенчивая попытка возложить на руководство и собственников предприятий ответственность не только за собственные действия, но и за действия правительства и Центрального банка в части поддержания стабильности курса рубля, уровня ключевой ставки, инфляции, роста реальных доходов населения и других показателей, влияющих на экономический рост", - подчеркнул Денис Кривцов. Генеральный директор АО "Евротехника Вадим Смирнов считает, что предлагаемый механизм очень сложный и нуждается в существенной корректировке. На сегодня предприятия планируется ранжировать в рейтинге не на основе фактических показателей. Недобросовестные компании могут заложить в прогноз на длительный период, который на сегодня не представляется возможности проверить органам государственной власти, недостижимые показатели специально для получения большего объема субсидий. То есть даже при необходимости вернуть средства в бюджет из-за недостижения показателей они останутся в выигрыше, ведь получат большой кредит на льготных условиях, не вкладываясь в производство. Программа не предусматривает корректировки целевых показателей в связи с различными факторами, влияющими на рынок, такими как волатильность курса рубля, низкие цены на зерно и другие. Это будет отпугивать многие заводы либо ставить их в неравные условия с теми компаниями, которые специально закладывают невыполнимые прогнозы.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!