Коллективное проектирование и прямой диалог: итоги международного проекта AGILE
Специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") приняли участие в отчетном заседании рабочей группы международного проекта AGILE Заседание состоялось в ходе рабочей встречи в конце ноября в г. Гамбург, Германия.
Проект AGILE нацелен на создание распределенной среды коллективного проектирования и многодисциплинарной оптимизации самолета и его силовой установки (СУ). Он стартовал в 2015 г. в рамках Восьмой рамочной программы Европейского союза по развитию научных исследований и технологий "Горизонт 2020".
В зарубежном научном сообществе проект имеет большой резонанс: над ним работает консорциум, в состав которого входят все ведущие европейские научные аэрокосмические центры и крупнейшие авиапроизводители Европы и Канады: Alenia (Италия), Bombardier (Канада), EADS (ЕС), Fokker (Нидерланды), ONERA (Франция) и др. Россию в проекте представляют ЦИАМ и ЦАГИ. Координатором программы является Немецкий центр авиации и космонавтики (DLR).
Заседание по подведению итогов трехлетней работы прошло на площадке Центра прикладных исследований в области авиации (Zentrum für Angewandte Luftfahrtforschung), входящего в структуру DLR, и собрало большую аудиторию. Слушателями отчетных докладов стали более 120 представителей ведущих предприятий и ведомств аэрокосмической промышленности со всего мира.
Итоги исследований были озвучены руководителями работ по направлениям. Было отмечено, что все анонсированные целевые показатели достигнуты. Разработанная международным сообществом экспертов система коллективного проектирования позволяет удаленно выстраивать процессы через общую вычислительную среду с унифицированным интерфейсом и единым алгоритмом действий, производить вычисления и хранить стандартизованный файл с данными на центральном сервере. Такой формат ускоряет обмен данными между участниками процесса, сокращая сроки разработки летательного аппарата.
Результаты получили высокую оценку представителей Европейской комиссии, которые рекомендовали международному консорциуму продолжить исследования и расширить их тематику.
"За три года совместной работы европейским, канадским и российским исследователям удалось создать набор ключевых технологий, позволяющих обеспечить совместное проектирование такого сложнейшего механического устройства со множеством подсистем, как самолет, – рассказывает руководитель проекта AGILE в ЦИАМ Артур Мирзоян. – В каждой стране проектировалась своя составляющая летательного аппарата. Например, Италия отвечала за бортовые системы, Германия – за планер, Россия – за гондолу и двигатель. ЦИАМ проектировал двигатели для всех шести рассмотренных в проекте схем перспективных летательных аппаратов (самолет с коробчатым крылом, конфигурация с подкосами, "летающее крыло", самолет с турбовинтовыми двигателями и другие).
Но ценность проекта – не только в этом. Не менее важны прямой диалог и налаженные связи между специалистами и их математическими моделями, обмен опытом и формирование базы данных и знаний, которые можно использовать в будущем".
Практическую направленность проекта подтвердила организация в рамках отчетной встречи специальной академии AGILE. Ее слушателями стали студенты и аспиранты профильных университетов из стран - участников проекта. На занятиях международные команды молодых исследователей учились проектировать самолет в распределенной среде, совместно решая задачи, аналогичные тем, которые стояли перед участниками проекта.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!