Андрей Дутов выступил за изменение механизма бюджетного финансирования научно-исследовательских работ
Такое предложение генеральный директор Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е.Жуковского", Председатель Экспертного совета при Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации по научно-технологическому развитию и прикладной науке, Член бюро Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Андрей Дутов высказал во время парламентских слушаний "Развитие прикладной науки для укрепления суверенитета и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Законодательные аспекты". Ключевым условием, по его мнению, для повышения эффективности управления развитием высокотехнологичных отраслей промышленности, является совершенствование нормативно-правовой базы.
"Низкая результативность сферы исследований и разработок в России обусловлена, в первую очередь, отсутствием системы государственного управления, формирующей научно-обоснованные приоритеты научно-технологического развития, осуществляющей на этой основе долгосрочное прогнозирование и программно-целевое планирование социально-экономического развития, распределение необходимых для достижения плановых показателей ресурсов и контроль за их эффективным использованием", - отметил Андрей Дутов.
"С целью усиления контроля за результативностью использования бюджетных средств предлагаю разделить бюджетные статьи финансирования научно-исследовательских работ по созданию научно-технического задела и опытно-конструкторских работ по созданию конкретных образцов высокотехнологичной продукции путем внесения изменений в Бюджетный кодекс и Приказ Минфина России "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", - заявил руководитель НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского".
Также, с целью снижения уровня рисков, при выполнении опытно-конструкторских работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, повышения качества планирования, с учетом ранее созданного опережающего научно-технического задела, Андрей Дутов высказал предложение, в рамках государственных программ вооружения, внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", в котором определить, что решение о начале опытно-конструкторских работ принимать только после того, как заказчик получит четкое обоснование готовности технологии к реализации.
Руководитель НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского" подчеркнул, что нормативно-правовое регулирование развития прикладной науки необходимо совершенствовать в целом.
"Правовой статус прикладных исследований не определен в существующем законе о науке. Ничего не говорит об этом и подготовленный законопроект о научной и научно-технической деятельности. За регулирование фундаментальных исследований в академических структурах и высших учебных заведениях отвечает Минобрнауки России. Критерии оценки результативности разработаны министерством для фундаментальных научных исследований, и они абсолютно не соответствуют задачам, которые стоят перед прикладной наукой. Однако, из-за отсутствия альтернативы к организациям прикладной науки применяют именно их, - отметил Андрей Дутов. - Функция управления прикладными исследованиями не предусмотрена и в положении о Минпромторге России".
Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации Владимир Гутенев подчеркнул, что нам нужны прорывные открытия и разработки, которые позволят создать отечественную продукцию мирового уровня, сформировать мощную технологическую и производственную базу. И сегодня в России существует несколько сотен научных и образовательных центров, проводятся исследования и разработки мирового уровня, в том числе и в рамках госпрограммы научно-технологического развития РФ. Выделены значительные средства. В этом году финансирование превысит 680 млрд рублей.
Роль науки, для развития высокотехнологичной промышленности, возрастает, особенно в условиях усиления санкционного давления на Россию.
"Мы уже ни единожды говорили о немотивированности и неправомерности санкционного давления, которое нарушает и принципы ВТО, и принципы всего международного права, - сказал Владимир Гутенев. - До недавнего времени одним из трендов нашей промышленной политики было максимальное встраивание в международные цепи кооперации, для того, чтобы специализируясь на тех или иных сегментах, можно было бы занимать некие доминирующие, лидирующие позиции. Сейчас ситуация иная, мы вынуждены по целому ряду направлений проводить политику импортозамещения, и она проводится успешно, но роль науки в конкурентоспособности и национальной экономики и особенно высокотехнологичной промышленности является определяющей".
В связи с тем, что организации, которые занимаются прикладной наукой, имеют различные организационно-правовые формы, и госучреждения, и акционерные общества, при этом стратегическое планирование, прогнозирование научно-технологического развития, а также управление, финансирование и создание научно-технологического задела не всегда и не вполне эффективно осуществляется, ряд экспертов считают, что необходим орган, который мог бы координировать в целом по стране научные исследования и разработки в сфере высоких технологий и национальной безопасности.
"Мне представляется это избыточным, поскольку есть Министерство науки, которое переформатирует тот ландшафт, в котором мы работаем. Но однозначно можно сказать, что в целях усиления контроля за результативностью использования бюджетных средств представляется целесообразным обсудить инициативу о разделении бюджетных статей финансирования НИР, по созданию научно-технического задела и НИОКР по созданию конкретных образцов высокотехнологичной продукции путем внесения изменений в Бюджетный кодекс", - отметил глава Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ.
Председатель Наблюдательного совета НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского", Советник президента ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" по науке и технологиям Борис Алешин отметил, что на новый закон о науке возлагаются большие надежды, именно в этом документе можно разрешить существующие проблемы управления наукой. Именно новый закон может выстроить эффективную систему.
"У нас сейчас бюрократия задушила вузы, они, практически, не могут проводить научные исследования. А что касается отраслевых институтов, то ни в одном положении ни одного отраслевого министерства министр не отвечает за развитие прикладной науки. Министр отвечает за НИОКР. Ему могут подчиняться подведомственные ФГУПы, каковыми могут являться научные центры, но министр не отвечает за прикладную науку, - сказал Борис Алешин. - Нам сегодня привели статистику, согласно которой две трети бюджета на прикладную науку отходит отраслевым министерствам, а они за прикладную науку не отвечают. Нужно вводить ответственность отраслевых министерств за прикладные НИР".
В слушаниях, организованных Комиссией Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса и Экспертного совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке, приняли участие депутаты, представители Российской академии наук, ведущих корпораций и холдингов (ГК "Ростех", ГК "Росатом", АО "КРЭТ", АО "НПО "Высокоточные комплексы", АО "ОСК", ПАО "ОАК" и др.), Министерства науки и образования РФ, Министерства обороны РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, общественных организаций, эксперты.
В своих выступлениях участники мероприятия отметили что в связи с подготовкой проекта федерального закона "О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации", необходимо создать нормативно-правовой механизм, обеспечивающий достижение декларируемых целей научно-технологического развития Российской Федерации и перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
По итогам слушаний была принята резолюция. В частности, участники считают необходимым Министерству финансов Российской Федерации выделить в отдельную статью финансирование содержания экспериментальной базы прикладной науки как основы государственной системы сертификации новых образцов продукции и контроля полученных результатов, Министерству обороны Российской Федерации, с целью снижения уровня рисков при выполнении опытно-конструкторских работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, с учетом ранее созданного опережающего научно-технического задела, в рамках государственных программ вооружения, внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
С учетом поступивших замечаний и дополнений резолюция будет направлена в Администрацию Президента Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, научные и общественные организации.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!