В сфере строительства рыболовных судов первичный "бум" пришелся на конец 2017 года
По данным исследования
"Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года"
, подготовленного специалистами INFOLine, в сфере строительства рыболовных судов первичный "бум" пришелся на конец 2017 года, когда было заключено 33 контракта на строительство рыболовных судов под выделение квот на вылов рыбы. По итогам третьей заявочной кампании по инвестициям во флот в апреле 2019 года было одобрено еще 11 проектов, таким образом, суммарное количество строящихся или законтрактованных судов в рамках данной меры поддержки достигло 44 единиц. Среди новых одобренных проектов в первую очередь стоит отметить строительство четырех морозильных траулер-процессоров проекта 170701 для ГК "Норебо" на ПАО "Судостроительный завод Северная верфь" и четырех рыболовных траулеров проекта СТ-192 RFC (ST-192) для ГК "Русская рыбопромышленная компания" (строительство планируется на АО "Адмиралтейские Верфи").
Также для развития рыбопромыслового флота весной 2019 года Государственной Думой и Советом Федераций был одобрен закон о перераспределении "крабовых квот". Так, на этот вид квоты будет выделяться 50% общего допустимого улова крабов, а доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет. Начальная цена лота на аукционах будет составлять 300-400 миллионов рублей, а победители аукционы должны будут построить объекты, которые будут установлены Правительством. В основном в качестве инвестиционных объектов будут выступать суда-краболовы длиной свыше 50 метров, валовой вместимостью не менее 1 тыс. регистровых тонн и ёмкость трюма не менее 300 куб. м., которые должны быть построены на отечественных судоверфях.
Пик сдачи законтрактованных на данный момент рыболовных судов придется на 2020-2021 гг., когда должны сдаваться по 11-12 новых судов ежегодно. Крупнейшие и наиболее инвестиционно-активные рыбодобывающие компании уже вложили средства в обновление флота. Дальнейшее обновление рыболовного флота будет зависеть от того, насколько эффективным для добывающих компаний окажется механизм инвестквот и заинтересует ли он менее крупные компании – участники рыболовной отрасли теперь ожидают момента, когда механизм инвестквот заработает на практике.
В сфере развития крупнотоннажного гражданского судостроения наиболее остро стоит вопрос накопления опыта в создании и применении современных судостроительных технологий. Не смотря на большое число законтрактованных судов на верфи ССК "Звезда", фактически сейчас в стадии строительства находятся только 4 сравнительно небольших судна снабжения IBSV 10022 для ПАО "НК "Роснефть" и танкер типа Афрамакс проекта 114К для ПАО "Роснефтефлот" тоннажем 171 тыс. тонн со сроком сдачи в 2021 году. Планируется, что в 2021 году также должны быть сданы еще два аналогичных танкера типа Афрамакс, головной мелкосидящий дизель-электрический ледокол проекта 22740 и судно снабжения проекта 22430. Однако эти суда еще не заложены, и, с учетом того, что это фактически пилотные для России проекты, предполагается, что возможны риски смещения сроков сдачи этих судов.
Становится очевидно, что одна ССК "Звезда" не справится обеспечением прорыва в гражданском судостроении. В данном случае требуется комплексное развитие судостроения и гражданского машиностроения сразу на нескольких ведущих верфях.
Отчасти такая схема уже реализуется в сфере строительства рыболовных судов. При этом в сфере крупнотоннажного гражданского судостроения на данный момент просто нет альтернативных "Звезде" площадок, а проекты по производству сложной морской техники для шельфовой добычи в большой степени зависят от зарубежных технологий.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!