Комментарий по теме подписания Д.А.Медведевым Стратегии развития судостроения

30 октября 2019 г.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 28 октября подписал Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 года.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отметил, что принятый документ призван решить одну из серьезных проблем отечественных корабелов. Сегодня средняя загрузка российских судостроительных предприятий составляет не более 40-50%. Существующий объем заказов не позволяет обеспечить необходимую загрузку и, соответственно, рентабельную работу предприятий судостроительной отрасли, что является одним из барьеров для проведения диверсификации ОПК. "Содержание принятой Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года показывает, что мы всерьез решили обновить свой гражданский флот и вступить в конкурентную борьбу с признанными финскими и азиатскими кораблестроителями, в первую очередь, за внутренний рынок.Целевой сценарий предполагает рост производства к 2025 году до 823 млрд рублей, а в 2035 году — до 1,4 трлн рублей. Несомненно, реализация стратегии предусматривает значительный уровень господдержки и спроса на отечественную продукцию. В проекте бюджета на ближайшие три года заложено значительное увеличение финансирования Государственной программы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений: в 2020 году — свыше 22 млрд. руб, что больше от прежних плановых значений почти на 50%, в 2021 — свыше 23 млрд руб, увеличение на 56%, в 2022 — почти 25 млрд.руб. Это позволит создать необходимую финансово-экономическую основу для положений стратегии", — говорит Гутенев. Он также обратил внимание на то, что развитию строительства гражданских судов, объем выпуска которых должен вырасти почти в 7 раз, несомненно, будет способствовать реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024. В его рамках планируется увеличение мощностей морских портов страны до 1,3 млрд. тонн. Предусматривается увеличение объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути до 80 млн т. По оценкам экспертов потребность в судах ледового плавания для освоения прогнозного грузопотока по Севморпути составит более 100 новых судов. Владимир Гутенев также подчеркнул, что стратегия подкреплена не только ростом финансирования отрасли, но и другими мерами, в том числе законодательного характера. Принятый в конце 2017 года закон закрепил за судами под российским флагом исключительное право перевозки углеводородов и некоторых других грузов по Северному морскому пути. Кроме того, можно отметить вопрос, нашедший отражение в декабрьских поручениях Президента РФ по диверсификации ОПК, который Союз машиностроителей России неоднократно поднимал на различных площадках. Это пункт о предоставлении субсидий российским производителям воздушных, морских и речных судов на начальных этапах освоения их серийного производства и стартовых продаж. Важнейшим направлением является развитие лизинговых схем в интересах отечественных производителей и привлечение для этого дополнительных ресурсов. На рассмотрении в ГосДуме находится еще один важный для наших судостроителей законопроект. В соответствии с ним предлагается определять виды работ, осуществление которых возможно только с использованием морских судов, построенных на территории Российской Федерации. Известно, что такие ограничения уже действуют в некоторых странах мира. Так, в США разрешается вести морскую торговлю между портами только судами, построенными в Америке и плавающими под американским флагом. "Реализация положений стратегии, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию России, как морской державы", — отметил Владимир Гутенев.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!