Система ОРЭМ работает в пользу крупных энергокомпаний с ущербом для территориальных
29 ноября 2019 г.
29.11.2019
Михаил Зайцев, и.о. заместителя гендиректора по производству Норильско-Таймырской энергетической компании
Необходимо создать новую систему управления перспективным развитием электроэнергетики, в которой учесть и интересы инвесторов, и оптимальное ценообразование, и компетенции управленцев. Михаил, степень износа основного оборудования электросетей и станций в среднем по рынку велика. Мы видим попытки модернизации системы. С одной стороны, строятся новые объекты с избыточными генерирующими мощностями в ряде регионов. С другой стороны, в действительно энергодефицитных регионах средств ни от государства, ни от частных инвесторов на модернизацию не поступает. Почему так происходит? Поделитесь вашей точкой зрения. - За прошедшие годы потеряна действовавшая в условиях плановой экономики система управления перспективным развитием электроэнергетики, новой взамен не создано. В отрасли нет эффективно работающей системы формирования и согласования инвестиционных программ, адаптированных к конкретным регионам, где решения по отдельным субъектам были бы увязаны с общей ситуацией в отрасли. В одной из генерирующих компаний Западной Сибири (Сибирской генерирующей компании), в рамках договора о предоставлении мощности (ДПМ) в нашем регионе произведено строительство газотурбинной электростанции (ГТЭ) мощностью 298 МВт с целью регулирования пикового потребления электроэнергии. При этом, фактическая эксплуатация ГТЭ в год составляет не более 20-30 дней. Причина - высокая себестоимость электрической энергии, то есть при стоимости электроэнергии на ОРЭМ (оптовом рынке электрической энергии и мощности) - 1,5 руб/кВт, себестоимость электроэнергии от ГТЭ составляет вдвое больше – 3 руб./кВт. Таким образом, генерирующая компания, в чьём составе находиться данная ГТЭ, зарабатывает на факте наличия располагаемой мощности. Инвесторов приоритетно интересуют регионы с перспективой роста энергопотребления и тарифов на рынке ОРЭМ. В этом смысле в зоне низкой инвестиционной привлекательности находятся Архангельская, Калининградская области, Дальневосточный федеральный округ целиком, так как там отсутствует оптовый рынок и регулирование цен имеет ряд специфических особенностей, включая политические инструменты влияния. - Существует убеждение, что у участников рынка электроэнергетики отсутствует мотивация в повышении энергетической и экономической эффективности работы. Так ли это, на Ваш взгляд, и в чём же тогда причины? Да, так. Основных причины две: 1. Не вполне корректная структура электростанций оптового рынка (ОРЭМ) и торговли электроэнергией в виде двух составляющих – электроэнергией и мощностью. Так называемый рынок мощности на ОРЭМ стал очень удобным нерыночным инструментом для реализации перекрестного субсидирования цен (пример приведен выше). 2. Дефицит или отсутствие конкуренции генерирующих компаний на региональных рынках с передачей ценообразования ОРЭМ до отдельных потребителей на рынках электроэнергии конкретных регионов, включая оплату всеми потребителями трансфера электроэнергии по сетям ФСК. Региональные рынки электроэнергии являются по факту не конкурентной сферой производителей в интересах потребителей, а географически обособленными территориями сбора денег с этих потребителей посредниками в виде энергосбытовых компаний, которые действуют в интересах энергетических и электросетевых компаний. Принятая в настоящее время модель ОРЭМ выстроена и успешно работает в пользу крупных системных энергетических компаний (ПАО «РусГидро», ПАО «ИнтерРАО», всех ОГК, ПАО ФСК ЕЭС) и с экономическим ущербом для всех территориальных компаний (МРЭСК,ТГК, распределенной и прочих мелких генераций). Что может сделать в данной ситуации государство для повышения эффективности отрасли? Что нужно самой отрасли для развития в первую очередь и получает ли она это? - Со стороны государства управлением вопросами перспективного развития и повышением эффективности отрасли занимается Системный оператор. Ключевой компетенцией оператора всегда было оперативно-диспетчерское управление. Системный оператор обеспечивает надежность энергоснабжения исходя из принципа «спрос должен быть удовлетворен любой ценой». Однако, прогноз спроса, подготовленный Системным оператором, обычно оказывается завышенным. Издержки данного принципа сверхнадежности, которая заключается в том числе в создании и содержании значительных резервов мощностей в генерации и сетях, оплачиваются всеми потребителями энергии. Таким образом государству необходимо наладить систему контроля за наличием «работающего резерва мощностей», что приведет к снижению затрат на поддержание, ремонт, эксплуатацию энергетических активов генерации и повышению эффективности в отрасли. Давайте рассмотрим систему подготовки кадров, второй-третий управленческий уровень после главных директоров. Кто руководит предприятиями на местах,достаточно ли у них компетенций? С одной стороны, мы всегда славились хорошими техническими компетенциями руководителей в энергетике, качеством их фундаментального и прикладного образования. Но насколько сейчас этого достаточно? Только технических навыков становится недостаточно – нужна способность к командной работе, опыт кризисного менеджмента, мультифункциональность, умение договариваться. В отсутствии этих навыков руководители рискуют получить команду людей, когда цели сверху спускаются, но не принимаются, коммуникация не выстроена и есть проблемы с делегированием. - Одних технических компетенций в отрасли недостаточно, тем более, что их формат основан в основном на идеологиях советских времен. При этом, с уверенностью можно сказать, что большинство руководителей в энергетике по-прежнему склонны к консервативным подходам, то есть к обеспечению надежности без учета значимости затрат. Таким образом, руководители в энергетике, не всегда понимая масштаб цены за ошибку, с большим сопротивлением принимают современные методологии. Принята ли в Вашей компании Норильско-Таймырской энергетической компании (Норильский Никель) программа развития сотрудников, и как Вы их развиваете? Первично, для руководителей всех уровней, проводилась посредством онлайн тестирования оценка компетенций. Критерии оценки потенциала таковы: - стремление к достижениям – набор мотивационных факторов, определяющих вероятность карьерного успеха и профессионального роста; - менеджерские компетенции – набор поведенческих факторов, определяющих вероятность достижения успеха при решении управленческих задач в неизменных условиях; - лидерские компетенции – набор поведенческих факторов, определяющих вероятность достижения успеха в ситуации изменений, когда необходимо побуждать сотрудников и компанию в целом на достижение показателей, превосходящих ожидания. По результатам отобрали 25 руководителей с максимальными оценками для включения в кадровый резерв высокопотенциальных руководителей. Для каждого из них разработан индивидуальный план развития компетенций. Далее мы персонально работаем с сотрудником в соответствии с разработанным планом, стараемся делать упор на развитие компетенций уже длительно работающих сотрудников. Беседовал Станислав Сметана, руководитель промышленной практики Support Partners Справка: ДПМ - вид договоров, заключаемых в отношении генерирующих объектов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации и наличие которых в составе ЕЭС России исходя из их месторасположения, технических и иных характеристик необходимо в целях надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией. Компания Support Partners 9 лет осуществляет подбор руководителей в разных отраслях промышленности и в энергетике.
Необходимо создать новую систему управления перспективным развитием электроэнергетики, в которой учесть и интересы инвесторов, и оптимальное ценообразование, и компетенции управленцев. Михаил, степень износа основного оборудования электросетей и станций в среднем по рынку велика. Мы видим попытки модернизации системы. С одной стороны, строятся новые объекты с избыточными генерирующими мощностями в ряде регионов. С другой стороны, в действительно энергодефицитных регионах средств ни от государства, ни от частных инвесторов на модернизацию не поступает. Почему так происходит? Поделитесь вашей точкой зрения. - За прошедшие годы потеряна действовавшая в условиях плановой экономики система управления перспективным развитием электроэнергетики, новой взамен не создано. В отрасли нет эффективно работающей системы формирования и согласования инвестиционных программ, адаптированных к конкретным регионам, где решения по отдельным субъектам были бы увязаны с общей ситуацией в отрасли. В одной из генерирующих компаний Западной Сибири (Сибирской генерирующей компании), в рамках договора о предоставлении мощности (ДПМ) в нашем регионе произведено строительство газотурбинной электростанции (ГТЭ) мощностью 298 МВт с целью регулирования пикового потребления электроэнергии. При этом, фактическая эксплуатация ГТЭ в год составляет не более 20-30 дней. Причина - высокая себестоимость электрической энергии, то есть при стоимости электроэнергии на ОРЭМ (оптовом рынке электрической энергии и мощности) - 1,5 руб/кВт, себестоимость электроэнергии от ГТЭ составляет вдвое больше – 3 руб./кВт. Таким образом, генерирующая компания, в чьём составе находиться данная ГТЭ, зарабатывает на факте наличия располагаемой мощности. Инвесторов приоритетно интересуют регионы с перспективой роста энергопотребления и тарифов на рынке ОРЭМ. В этом смысле в зоне низкой инвестиционной привлекательности находятся Архангельская, Калининградская области, Дальневосточный федеральный округ целиком, так как там отсутствует оптовый рынок и регулирование цен имеет ряд специфических особенностей, включая политические инструменты влияния. - Существует убеждение, что у участников рынка электроэнергетики отсутствует мотивация в повышении энергетической и экономической эффективности работы. Так ли это, на Ваш взгляд, и в чём же тогда причины? Да, так. Основных причины две: 1. Не вполне корректная структура электростанций оптового рынка (ОРЭМ) и торговли электроэнергией в виде двух составляющих – электроэнергией и мощностью. Так называемый рынок мощности на ОРЭМ стал очень удобным нерыночным инструментом для реализации перекрестного субсидирования цен (пример приведен выше). 2. Дефицит или отсутствие конкуренции генерирующих компаний на региональных рынках с передачей ценообразования ОРЭМ до отдельных потребителей на рынках электроэнергии конкретных регионов, включая оплату всеми потребителями трансфера электроэнергии по сетям ФСК. Региональные рынки электроэнергии являются по факту не конкурентной сферой производителей в интересах потребителей, а географически обособленными территориями сбора денег с этих потребителей посредниками в виде энергосбытовых компаний, которые действуют в интересах энергетических и электросетевых компаний. Принятая в настоящее время модель ОРЭМ выстроена и успешно работает в пользу крупных системных энергетических компаний (ПАО «РусГидро», ПАО «ИнтерРАО», всех ОГК, ПАО ФСК ЕЭС) и с экономическим ущербом для всех территориальных компаний (МРЭСК,ТГК, распределенной и прочих мелких генераций). Что может сделать в данной ситуации государство для повышения эффективности отрасли? Что нужно самой отрасли для развития в первую очередь и получает ли она это? - Со стороны государства управлением вопросами перспективного развития и повышением эффективности отрасли занимается Системный оператор. Ключевой компетенцией оператора всегда было оперативно-диспетчерское управление. Системный оператор обеспечивает надежность энергоснабжения исходя из принципа «спрос должен быть удовлетворен любой ценой». Однако, прогноз спроса, подготовленный Системным оператором, обычно оказывается завышенным. Издержки данного принципа сверхнадежности, которая заключается в том числе в создании и содержании значительных резервов мощностей в генерации и сетях, оплачиваются всеми потребителями энергии. Таким образом государству необходимо наладить систему контроля за наличием «работающего резерва мощностей», что приведет к снижению затрат на поддержание, ремонт, эксплуатацию энергетических активов генерации и повышению эффективности в отрасли. Давайте рассмотрим систему подготовки кадров, второй-третий управленческий уровень после главных директоров. Кто руководит предприятиями на местах,достаточно ли у них компетенций? С одной стороны, мы всегда славились хорошими техническими компетенциями руководителей в энергетике, качеством их фундаментального и прикладного образования. Но насколько сейчас этого достаточно? Только технических навыков становится недостаточно – нужна способность к командной работе, опыт кризисного менеджмента, мультифункциональность, умение договариваться. В отсутствии этих навыков руководители рискуют получить команду людей, когда цели сверху спускаются, но не принимаются, коммуникация не выстроена и есть проблемы с делегированием. - Одних технических компетенций в отрасли недостаточно, тем более, что их формат основан в основном на идеологиях советских времен. При этом, с уверенностью можно сказать, что большинство руководителей в энергетике по-прежнему склонны к консервативным подходам, то есть к обеспечению надежности без учета значимости затрат. Таким образом, руководители в энергетике, не всегда понимая масштаб цены за ошибку, с большим сопротивлением принимают современные методологии. Принята ли в Вашей компании Норильско-Таймырской энергетической компании (Норильский Никель) программа развития сотрудников, и как Вы их развиваете? Первично, для руководителей всех уровней, проводилась посредством онлайн тестирования оценка компетенций. Критерии оценки потенциала таковы: - стремление к достижениям – набор мотивационных факторов, определяющих вероятность карьерного успеха и профессионального роста; - менеджерские компетенции – набор поведенческих факторов, определяющих вероятность достижения успеха при решении управленческих задач в неизменных условиях; - лидерские компетенции – набор поведенческих факторов, определяющих вероятность достижения успеха в ситуации изменений, когда необходимо побуждать сотрудников и компанию в целом на достижение показателей, превосходящих ожидания. По результатам отобрали 25 руководителей с максимальными оценками для включения в кадровый резерв высокопотенциальных руководителей. Для каждого из них разработан индивидуальный план развития компетенций. Далее мы персонально работаем с сотрудником в соответствии с разработанным планом, стараемся делать упор на развитие компетенций уже длительно работающих сотрудников. Беседовал Станислав Сметана, руководитель промышленной практики Support Partners Справка: ДПМ - вид договоров, заключаемых в отношении генерирующих объектов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации и наличие которых в составе ЕЭС России исходя из их месторасположения, технических и иных характеристик необходимо в целях надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией. Компания Support Partners 9 лет осуществляет подбор руководителей в разных отраслях промышленности и в энергетике.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!