ИПЕМ фиксирует влияние пандемии коронавируса на технологию работы ж/д операторов и потребность в новых вагонах
Динамика спада производства грузовых вагонов в Российской Федерации за I квартал 2020 года соответствует прогнозам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), учитывавшим перенасыщение рынка в прошлые годы. Однако сегодня Институт также отмечает корректировку структуры спроса, вызванную изменением технологии работы операторов в связи с пандемией коронавируса.
Соответствующие тезисы представил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на транспортном онлайн-форуме "Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт", организованном журналом "РЖД-Партнер". В мероприятии приняли участие представители Росжелдора, НП "ОПЖТ", грузоотправителей, производителей подвижного состава, операторского сообщества и отраслевые эксперты.
По оценкам Института, уже по итогам I квартала 2020 года доля полувагонов в выпуске грузового подвижного состава снизилась по сравнению с результатом 2019 года на 12 процентных пунктов – до 42%. ИПЕМ прогнозирует, что такой уровень продержится до конца 2020 года.
Снижение производства вагонов, по разным оценкам, в I квартале составило от 7,6% до 15% (прогноз ИПЕМ на 2020-2021 год – спад выпуска вагонов на 40%). По расчетам ИПЕМ, средневзвешенная цена нового грузового вагона за этот же период выросла на 15,8% до 3,2 млн рублей за счет роста доли дорогостоящего специализированного подвижного состава. По прогнозам Института, в ближайшие два года стоимость полувагона сократится на 10-15%, специализированных вагонов – вырастет на 15%.
В то же время, как отметил заместитель генерального директора Института, в условиях пандемии коронавируса обострилась межтранспортная конкуренция за грузы, относящиеся к категории "прочие". По мнению ИПЕМ, железнодорожный транспорт может повысить свою конкурентоспособность в этой категории только за счет повышения качества транспортной услуги. "Рынку необходимо менять технологию работы с повагонной и мелкопорционной отправкой, повышать скорость реагирования на заявку к перевозке и оперативность подачи вагона под погрузку, – подчеркнул Владимир Савчук. – Этому могут способствовать электронные сервисы, которые должны несколько приблизить железнодорожный транспорт по скорости реакции и качеству к основному конкуренту – автомобильным перевозкам".
Также Владимир Савчук констатировал сокращение ставки предоставления полувагона в марте 2020 года до уровня 1-1,1 тысячи рублей за вагон в сутки (по сравнению с январем – 1,3-1,4 тыс. руб. в сутки). По оценкам ИПЕМ, потенциал падения ставок не опуститься до уровня в 400-500 рублей в сутки (как было в 2014-2015 годах) из-за ограничивающих факторов: высокой доли парка в лизинге и относительно невысокой доли полностью самортизированных вагонов на сети.
Презентация к выступлению эксперта ИПЕМ доступна
по ссылке>>
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!