Производство российской строительно-дорожной техники в 2020 году выросло на 6%, отгрузки – на 11%

26 января 2021 г.

По данным портала "Росспецмаш-Стат" (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения выпустили в 2020 году продукции на общую сумму 43,5 млрд руб., что на 6% больше, чем годом ранее. При этом отгрузки на внутренний рынок РФ выросли за рассматриваемый период на 11% до 42,5 млрд руб.

Если рассматривать показатели основных отечественных игроков рынка, которые предоставляют данные на портал, то 70% из этих компаний показали рост отгрузок за 12 мес. 2020 года, 10% предприятий продемонстрировали существенное сокращение, показатели остальных заводов либо остались на уровне 2019 года, либо незначительно снизились. Отгрузки кранов-манипуляторов за 12 мес. 2020 года выросли в количественном выражении на 43%, гусеничных экскаваторов – на 33%, катков – на 23%, бульдозеров – на 7%, автокранов – на 2%. Падение отгрузок зафиксировано в сегменте фронтальных погрузчиков – на 11%, экскаваторов-погрузчиков – на 9%, автогрейдеров – на 9%, мини-погрузчиков – на 6%. В первом полугодии текущего года сокращение производства отечественной строительно-дорожной техники составило 8%, а объем выпуска машин – 19 млрд руб., тогда как был зафиксирован рост отгрузок на внутренний рынок на 6% до 17,5 млрд руб. Ослабление курса рубля привело к увеличению цены импортных комплектующих. Заводы столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории РФ, в связи с приостановкой производства на предприятиях в странах Европейского союза и Азии в первом полугодии. На динамику во втором полугодии повлиял фактор отложенного спроса после отмены ограничений из-за коронавируса. Кроме того, в первом квартале еще не была запущена программа льготного лизинга специализированной техники (после запуска она эффективно простимулировала платежеспособный спрос на внутреннем рынке). В конце 2020 года перед предприятиями специализированного машиностроения остро встала проблема беспрецедентного роста цен на металл (на 35%, а по некоторым видам продукции металлургических компаний – на 50%), которые продолжают расти. Решением этой проблемы может стать введение плавающей экспортной пошлины на металлопрокат с целью обеспечения внутренних цен на металл на 20% ниже, чем на мировых биржах. В Ассоциации "Росспецмаш" считают, что рост цен на металл можно также частично компенсировать путем расширения действующих мер господдержки потребителей спецтехники: программ льготного лизинга и кредитования, субсидирования скидок на технику. Источником дополнительного финансирования программ может стать индексация ставок утилизационного сбора на специализированную технику, что принесет дополнительные доходы в федеральный бюджет РФ, позволит поддержать участников рынка и обеспечить положительную динамику отечественного производства. Если не принять этих мер, заводы из-за негативного действия роста цен на металл и других внешних факторов, влияющих на себестоимость производства (девальвация рубля, удорожание услуг естественных монополий и др.), будут вынуждены увеличить цены на свою продукцию в 2021 году на 10-20%. Это приведет к существенному сокращению производства и продаж техники, сокращению персонала и к значительному снижению инвестиций в новые проекты. В случае, если правительством будут утверждены предложения Ассоциации "Росспецмаш" по поддержке отечественного специализированного машиностроения, удастся избежать резкого увеличения цен на технику и сдержать их на уровне индекса дефлятора 5%

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!