Уголь в больших объёмах – пока только в мечтах
19 апреля 2016 г.
East Russia
- Из-за непомерно высокого тарифа РЖД, у «Русского угля» нет никаких возможностей роста поставок, кроме как удовлетворять в будущем потребности китайской электроэнергетики. В связи со сложившейся экономической ситуацией, высокой конкуренцией и активно развивающейся газификацией для разрабатываемых «Русским углем» месторождений в Амурской области наступили сложные времена. Но компания не теряет оптимизма. «В настоящее время „Русский уголь“ занимается разработкой двух угольных разрезов в Амурской области — Северо-Восточного и Ерковецкого.
Что касается первого, то он осваивается уже не один десяток лет, но запасы его еще не исчерпаны полностью. Ресурсы данного разреза компанией экономятся, вследствие чего извлекать уголь без ухудшения качественных характеристик из него возможно ещё как минимум в течение 10 лет. Да и в более дальней перспективе добывать на нем уголь реально. Угли Ерковецкого разреза обладают несколько худшими качественными характеристиками по сравнению с теми, которыми располагает Северо-Восточный разрез. Для них характерен больший процент влаги и более низкие теплотворные свойства. При этом запасы Ерковецкого разреза в настоящее время еще очень значительны. Работа компании с углями данными разреза осложняется только лишь тем, что сейчас вблизи этого месторождения недостаточно развита инфраструктура. Её требуется в значительной степени улучшить, во что в настоящий момент компанией и вкладываются средства», — рассказал начальник управления и реализации амурских углей ОАО «Русский уголь» Андрей Макурин. Говоря о себестоимости добычи угля на разрезах Амурской области, он отметил, что она значительно выше по сравнению с себестоимостью добычи бурых углей, добываемых в Красноярском крае и Иркутской области. Сильная разница в себестоимости добычи в разных регионах объясняется различными условиями их извлечения. «С высокой себестоимостью амурских углей компания пытается справиться с помощью увеличения объёмов их добычи и максимальной их реализации — за счет выхода на новые рынки сбыта» — пояснил Андрей Макурин. По его словам, одна из основных сфер реализации амурских углей — поставки в адрес большой энергетики: ТЭЦ и ГРЭС. Также значительны поставки угля для нужд жилищно-коммунального хозяйства, т. е. поставки на муниципальные и частные котельные, населению для отопления личного жилища. Все эти направления отгрузок амурских углей представляют собой внутренние поставки по территории Амурской и Еврейской автономной областей, а также Хабаровского края. Доставить уголь конечному потребителю в тех объёмах, которыми он сегодня добывается сибирскими и дальневосточными предприятиями, можно исключительно железнодорожным транспортом. Поэтому в настоящее время различные объёмы поставок угля теми или иными предприятиями в регионы России имеют место в первую очередь из-за современного размера железнодорожного тарифа. Который, при этом, ежегодно увеличивается на 8-10%. К примеру, если бы не железнодорожный тариф, то удовлетворять потребности потребителей Амурской области можно было бы и за счет углей Забайкальского или Приморского краёв. Точно так же, как амурский уголь можно было бы поставлять в Забайкальский край. Но современные реалии таковы, что данный регион располагает собственным углем, транспортировка которого местному потребителю осуществляется по низкому (в связи с небольшим расстоянием) железнодорожному тарифу. Данный тариф ниже того, по которому «Русский Уголь» мог бы привезти уголь в Забайкальский край в 2-3 раза. Такая же ситуация складывается и с Приморским краем — уголь «Русского угля» по сравнению с местными углями здесь неконкурнетоспособен. Таким образом, справедливым будет утверждение, что экономика конечного потребления и рынок сбыта российского угля сегодня целиком и полностью формируется железнодорожным тарифом. В настоящее время из-за существующих размеров железнодорожных тарифов активно развивается следующая тенденция: как частным лицам, так и сектору ЖКХ Дальнего Востока выгоднее закупать не амурский уголь, а более высококачественный и дешевый уголь Красноярского края. К примеру, Приморскому краю, на территории которого добычу низкокачественного угля осуществляет СУЭК, значительно выгоднее местного приобретать уголь Красноярского края. Само собой разумеется, что газификация Амурской области определенным образом скажется на «Русском угле». Но пока сложно говорить, насколько отрицательно повлияет на компанию проведение по территории Амурской области газопровода. Теоретически представляется возможным переход на газ таких сфер, как большая энергетика и ЖКХ. Яркое тому доказательство — попытка газификации в Хабаровском крае. На расположенной на его территории Хорской ТЭЦ провели полную модернизацию, подведя к ней газ и закупив иностранное оборудование, но, в итоге, стоимость подведённого газа сейчас настолько высокая, что топить данную ТЭЦ углем выходит более рентабельно. Но, так или иначе, учитывая, что строительство газопровода в Амурской области начнется только в этом году, в ближайшее три-четыре года масштабного перехода на газ местного сектора ЖКХ ждать не стоит, — отметил Андрей Макурин. На Дальнем Востоке, имеет место и другая тенденция — некоторые мазутные котельные региона переходят на уголь. К настоящему времени, в силу различных масштабов прекращения эксплуатации мазутных котельных, в тех или иных регионах Дальнего Востока функционирующих мазутных котельных осталось разное количество. Широко распространен данный тип котельных в таком регионе Дальнего Востока, как Приморский край. И местное предприятие — «Примтеплоэнерго», обслуживающее сектор ЖКХ Приморского края, планирует отказаться от их использования — использования дорогостоящего топлива, в силу сложной финансовой ситуации. Главные перспективы реализации добываемых компанией в Амурской области углей Андрей Макурин связывает с увеличением их поставок сегодняшним регионам-потребителям. То есть таким регионам, как Амурская и Еврейская автономная области, а также Хабаровский край, так как в них ещё присутствуют некоторые потребители, технология которых позволяет использовать амурский уголь вместо углей других производителей. «С уверенностью можно заключить, что в настоящее время реализовывать амурский уголь где-то вне пределов Амурской, Еврейской автономной области и Хабаровского края крайне затруднительно», — подытожил Андрей Макурин. «Согласно одному из последних экспертных прогнозов BP, потребление угля в мире к 2035 году не увеличится. И это в лучшем случае. А наиболее вероятно — в рамках реализации идеологии безуглеродной энергетики может начать и сокращаться. Поэтому непонятно о каких больших перспективах добычи и реализации амурских углей можно говорить? Да и в настоящее время объёмы их поставок на Дальний Восток невелики, так как потребитель в виде сферы ЖКХ — это небольшой и, самое главное, территориально рассредоточенный и мало платежеспособный потребитель. Следует также учитывать, что хоть и при медленно проводимой газификации Дальнего Востока уголь в его сфере ЖКХ в определенных объемах все равно будут продолжать использовать, но доля его потребления в регионе все-таки будет снижаться. Такая тенденция будет иметь место, в частности, потому, что численность населения на Дальнем Востоке неуклонно продолжает сокращаться», — заверил доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов. По его мнению, Ерковецкий угольный разрез может иметь единственный сценарий развития — поставки в КНР в виде электроэнергии от конденсационной электростанции. В строительстве такой станции Китай сейчас заинтересован, так как она может частично решить существующие у него сегодня экологические проблемы. Россия же, в свою очередь, может получить от строительства данной электростанции определенную экономическую выгоду, но пока ещё непонятно, в каких масштабах. Но при этом совершенно ясно, что она получит большой спектр экологических последствий от сжигания угля для нужд электростанции. Он добавил, что переговоры с Китаем о создании в Амурской области Ерковецкой электростанции ведёт ИНТЕР РАО. И пока что стороны не могут договориться о цене вопроса — предлагаемые Китаем условия Россию не устраивают. По словам Владимира Горлова, у Северо-Восточного угольного разреза перспективы ещё менее радужные. Это угольный разрез местного значения, и содержащиеся в нем запасы — это рядовой низкокачественный бурый уголь, низкая экологичность которого не позволит ему присутствовать на будущих рынках в больших объемах. То есть вряд ли данный разрез будет в будущем иметь какого-то реального «большого» потребителя. «Таким образом, в настоящее время перспективы „Русского угля“ на Дальнем Востоке остаются туманными. Потому что сегодня большая загадка — кто будет в больших количествах потреблять амурский уголь на Дальнем Востоке. Какие бы заявления „Русский уголь“ не делал, до тех пор, пока компания не предъявит своих реальных потенциальных клиентов, верить её предположениям не представляется возможным. Но, при этом, учитывая сложившуюся ситуацию, желание „Русского угля“ жить и развиваться в Амурской области само по себе иначе как благородным не назовёшь», — заключил Владимир Горлов. Вместе с этим он обратил внимание на тот факт, что те 14,3 млн тонн угля, которые ежегодно добываются «Русским углем», составляют всего лишь несколько процентов от общероссийской добычи. При этом добываемый компанией уголь — это рядовой энергетической уголь, идущий на реализацию без обогащения. Следует отметить, что и сам рынок данного вида угля сегодня является очень нестабильным. «В целом увеличение объёмов добычи энергетического угля на юге Дальнего Востока сегодня возможно только в случае развития конденсационных электростанций в этом регионе и экспорта производимой ими электроэнергии в Китай, так как сам по себе данный уголь неконкурентоспособен ни на китайском, ни на японском рынках. Несмотря на то, что сегодня Китай полностью обеспечивает себя собственным углем, он начинает проводить компанию по сокращению добычи угля на своей территории, так как от неё сейчас почти „задыхаются“ все северо-восточные провинции республики. Поэтому в ближайшие 20 лет Китай начнет импортировать электроэнергию, стремительно увеличит импорт СПГ, а также будет наращивать добычу собственного газа. А возможность импортировать электроэнергию у него есть только одна — из России» — уверен Владимир Горлов.
Что касается первого, то он осваивается уже не один десяток лет, но запасы его еще не исчерпаны полностью. Ресурсы данного разреза компанией экономятся, вследствие чего извлекать уголь без ухудшения качественных характеристик из него возможно ещё как минимум в течение 10 лет. Да и в более дальней перспективе добывать на нем уголь реально. Угли Ерковецкого разреза обладают несколько худшими качественными характеристиками по сравнению с теми, которыми располагает Северо-Восточный разрез. Для них характерен больший процент влаги и более низкие теплотворные свойства. При этом запасы Ерковецкого разреза в настоящее время еще очень значительны. Работа компании с углями данными разреза осложняется только лишь тем, что сейчас вблизи этого месторождения недостаточно развита инфраструктура. Её требуется в значительной степени улучшить, во что в настоящий момент компанией и вкладываются средства», — рассказал начальник управления и реализации амурских углей ОАО «Русский уголь» Андрей Макурин. Говоря о себестоимости добычи угля на разрезах Амурской области, он отметил, что она значительно выше по сравнению с себестоимостью добычи бурых углей, добываемых в Красноярском крае и Иркутской области. Сильная разница в себестоимости добычи в разных регионах объясняется различными условиями их извлечения. «С высокой себестоимостью амурских углей компания пытается справиться с помощью увеличения объёмов их добычи и максимальной их реализации — за счет выхода на новые рынки сбыта» — пояснил Андрей Макурин. По его словам, одна из основных сфер реализации амурских углей — поставки в адрес большой энергетики: ТЭЦ и ГРЭС. Также значительны поставки угля для нужд жилищно-коммунального хозяйства, т. е. поставки на муниципальные и частные котельные, населению для отопления личного жилища. Все эти направления отгрузок амурских углей представляют собой внутренние поставки по территории Амурской и Еврейской автономной областей, а также Хабаровского края. Доставить уголь конечному потребителю в тех объёмах, которыми он сегодня добывается сибирскими и дальневосточными предприятиями, можно исключительно железнодорожным транспортом. Поэтому в настоящее время различные объёмы поставок угля теми или иными предприятиями в регионы России имеют место в первую очередь из-за современного размера железнодорожного тарифа. Который, при этом, ежегодно увеличивается на 8-10%. К примеру, если бы не железнодорожный тариф, то удовлетворять потребности потребителей Амурской области можно было бы и за счет углей Забайкальского или Приморского краёв. Точно так же, как амурский уголь можно было бы поставлять в Забайкальский край. Но современные реалии таковы, что данный регион располагает собственным углем, транспортировка которого местному потребителю осуществляется по низкому (в связи с небольшим расстоянием) железнодорожному тарифу. Данный тариф ниже того, по которому «Русский Уголь» мог бы привезти уголь в Забайкальский край в 2-3 раза. Такая же ситуация складывается и с Приморским краем — уголь «Русского угля» по сравнению с местными углями здесь неконкурнетоспособен. Таким образом, справедливым будет утверждение, что экономика конечного потребления и рынок сбыта российского угля сегодня целиком и полностью формируется железнодорожным тарифом. В настоящее время из-за существующих размеров железнодорожных тарифов активно развивается следующая тенденция: как частным лицам, так и сектору ЖКХ Дальнего Востока выгоднее закупать не амурский уголь, а более высококачественный и дешевый уголь Красноярского края. К примеру, Приморскому краю, на территории которого добычу низкокачественного угля осуществляет СУЭК, значительно выгоднее местного приобретать уголь Красноярского края. Само собой разумеется, что газификация Амурской области определенным образом скажется на «Русском угле». Но пока сложно говорить, насколько отрицательно повлияет на компанию проведение по территории Амурской области газопровода. Теоретически представляется возможным переход на газ таких сфер, как большая энергетика и ЖКХ. Яркое тому доказательство — попытка газификации в Хабаровском крае. На расположенной на его территории Хорской ТЭЦ провели полную модернизацию, подведя к ней газ и закупив иностранное оборудование, но, в итоге, стоимость подведённого газа сейчас настолько высокая, что топить данную ТЭЦ углем выходит более рентабельно. Но, так или иначе, учитывая, что строительство газопровода в Амурской области начнется только в этом году, в ближайшее три-четыре года масштабного перехода на газ местного сектора ЖКХ ждать не стоит, — отметил Андрей Макурин. На Дальнем Востоке, имеет место и другая тенденция — некоторые мазутные котельные региона переходят на уголь. К настоящему времени, в силу различных масштабов прекращения эксплуатации мазутных котельных, в тех или иных регионах Дальнего Востока функционирующих мазутных котельных осталось разное количество. Широко распространен данный тип котельных в таком регионе Дальнего Востока, как Приморский край. И местное предприятие — «Примтеплоэнерго», обслуживающее сектор ЖКХ Приморского края, планирует отказаться от их использования — использования дорогостоящего топлива, в силу сложной финансовой ситуации. Главные перспективы реализации добываемых компанией в Амурской области углей Андрей Макурин связывает с увеличением их поставок сегодняшним регионам-потребителям. То есть таким регионам, как Амурская и Еврейская автономная области, а также Хабаровский край, так как в них ещё присутствуют некоторые потребители, технология которых позволяет использовать амурский уголь вместо углей других производителей. «С уверенностью можно заключить, что в настоящее время реализовывать амурский уголь где-то вне пределов Амурской, Еврейской автономной области и Хабаровского края крайне затруднительно», — подытожил Андрей Макурин. «Согласно одному из последних экспертных прогнозов BP, потребление угля в мире к 2035 году не увеличится. И это в лучшем случае. А наиболее вероятно — в рамках реализации идеологии безуглеродной энергетики может начать и сокращаться. Поэтому непонятно о каких больших перспективах добычи и реализации амурских углей можно говорить? Да и в настоящее время объёмы их поставок на Дальний Восток невелики, так как потребитель в виде сферы ЖКХ — это небольшой и, самое главное, территориально рассредоточенный и мало платежеспособный потребитель. Следует также учитывать, что хоть и при медленно проводимой газификации Дальнего Востока уголь в его сфере ЖКХ в определенных объемах все равно будут продолжать использовать, но доля его потребления в регионе все-таки будет снижаться. Такая тенденция будет иметь место, в частности, потому, что численность населения на Дальнем Востоке неуклонно продолжает сокращаться», — заверил доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов. По его мнению, Ерковецкий угольный разрез может иметь единственный сценарий развития — поставки в КНР в виде электроэнергии от конденсационной электростанции. В строительстве такой станции Китай сейчас заинтересован, так как она может частично решить существующие у него сегодня экологические проблемы. Россия же, в свою очередь, может получить от строительства данной электростанции определенную экономическую выгоду, но пока ещё непонятно, в каких масштабах. Но при этом совершенно ясно, что она получит большой спектр экологических последствий от сжигания угля для нужд электростанции. Он добавил, что переговоры с Китаем о создании в Амурской области Ерковецкой электростанции ведёт ИНТЕР РАО. И пока что стороны не могут договориться о цене вопроса — предлагаемые Китаем условия Россию не устраивают. По словам Владимира Горлова, у Северо-Восточного угольного разреза перспективы ещё менее радужные. Это угольный разрез местного значения, и содержащиеся в нем запасы — это рядовой низкокачественный бурый уголь, низкая экологичность которого не позволит ему присутствовать на будущих рынках в больших объемах. То есть вряд ли данный разрез будет в будущем иметь какого-то реального «большого» потребителя. «Таким образом, в настоящее время перспективы „Русского угля“ на Дальнем Востоке остаются туманными. Потому что сегодня большая загадка — кто будет в больших количествах потреблять амурский уголь на Дальнем Востоке. Какие бы заявления „Русский уголь“ не делал, до тех пор, пока компания не предъявит своих реальных потенциальных клиентов, верить её предположениям не представляется возможным. Но, при этом, учитывая сложившуюся ситуацию, желание „Русского угля“ жить и развиваться в Амурской области само по себе иначе как благородным не назовёшь», — заключил Владимир Горлов. Вместе с этим он обратил внимание на тот факт, что те 14,3 млн тонн угля, которые ежегодно добываются «Русским углем», составляют всего лишь несколько процентов от общероссийской добычи. При этом добываемый компанией уголь — это рядовой энергетической уголь, идущий на реализацию без обогащения. Следует отметить, что и сам рынок данного вида угля сегодня является очень нестабильным. «В целом увеличение объёмов добычи энергетического угля на юге Дальнего Востока сегодня возможно только в случае развития конденсационных электростанций в этом регионе и экспорта производимой ими электроэнергии в Китай, так как сам по себе данный уголь неконкурентоспособен ни на китайском, ни на японском рынках. Несмотря на то, что сегодня Китай полностью обеспечивает себя собственным углем, он начинает проводить компанию по сокращению добычи угля на своей территории, так как от неё сейчас почти „задыхаются“ все северо-восточные провинции республики. Поэтому в ближайшие 20 лет Китай начнет импортировать электроэнергию, стремительно увеличит импорт СПГ, а также будет наращивать добычу собственного газа. А возможность импортировать электроэнергию у него есть только одна — из России» — уверен Владимир Горлов.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!