"Колмар" остался без основателя // Партнер Геннадия Тимченко вышел из угольного проекта
Коммерсантъ
- Как стало известно "Ъ", основатель и совладелец угольной компании "Колмар" Анатолий Митрошин продал принадлежащие ему 20% партнеру Сергею Цивилеву. Теперь господин Цивилев стал крупнейшим акционером угледобытчика (40%), в совладельцах которого Геннадий Тимченко и Андрей Бокарев. Господин Митрошин вышел из бизнеса на пике цен на коксующийся уголь, однако "Колмару" и партнерам нужно около 50 млрд руб. на увеличение добычи и строительство портового терминала, а падение цен на уголь может сделать добычу компании нерентабельной, считают в отрасли.
Основатель угольной компании "Колмар" Анатолий Митрошин вышел из состава ее акционеров, следует из данных СПАРК. В феврале 2017 года 40% в головном ООО "Колмар Груп" номинальной стоимостью 400 млн руб. получило ООО "Антэ холдинг" Сергея Цивилева (гендиректор "Колмара"), партнера господина Митрошина. До этого аналогичная доля принадлежала ООО "МПЦ Груп", единственным акционером которого в базах данных и ЕГРЮЛ указывался Анатолий Митрошин, но официально говорилось, что господа Митрошин и Цивилев владеют 40% "Колмара" в равных долях. Еще по 30% "Колмар Груп" по-прежнему принадлежит ООО "Волга Груп" Геннадия Тимченко и ООО "Аростан" совладельца УГМК Андрея Бокарева. В марте господин Митрошин вышел и из капитала подконтрольной "Волга Груп" компании "Сахатранс" (владел 11%), которая строит угольный терминал для экспорта углей "Колмара" в бухте Мучка.
"Колмар" создавался в середине 2000-х годов, запасы компании — около 1 млрд тонн коксующегося угля в Якутии, производство в 2016 году — около 4 млн тонн. Компания планирует вложить 25 млрд руб. в увеличение производства до 12 млн тонн к 2019 году (7 млн тонн — коксующийся уголь) за счет развития Инаглинского и Денисовского ГОКов. Еще 28 млрд руб. нужно на строительство терминала в бухте Мучка (вложено 5 млрд руб.).
Первая крупная сделка с акциями "Колмара" произошла в 2010 году, когда группа "Интергео" (входит в ОНЭКСИМ Михаила Прохорова) купила 51% компании за $300 млн. Структура акционеров "Колмара" не раскрывалась до 2011 года, когда долю "Интергео" за $300-400 млн выкупил Анатолий Митрошин на деньги Volga Group и трейдера Gunvor господина Тимченко и Торбьорна Торнквиста. Позже Volga и Gunvor стали владеть 60%, а остальной пакет оставался у господ Митрошина и Цивилева.
Структура акционеров угольной компании в очередной раз начала меняться в 2015 году: годом ранее, накануне введения санкций против него, Геннадий Тимченко продал свою долю в Gunvor господину Торнквисту, а в октябре трейдер объявил о выходе из российских активов.
Тогда в совладельцах "Колмара" появился Андрей Бокарев, причем источники "Ъ" в отрасли говорят, что бизнесмен не сильно заинтересован в развитии конкурента для входящего в УГМК "Кузбассразрезугля" (КРУ), и указывают, что объединять КРУ и "Колмар" не планируется. Скорее господин Бокарев "согласился выступить в роли акционера "Колмара" на какое-то определенное время", полагают источники "Ъ".
Почему Анатолий Митрошин вышел из "Колмара", официально не поясняется. Один из собеседников "Ъ" в отрасли слышал, что у господ Митрошина и Цивилева разошлись взгляды на развитие компании. Связаться с ними вчера не удалось, в "Колмаре" и "Волга Груп" на запросы "Ъ" не ответили, в УГМК бизнес акционеров не комментируют.
Другой источник "Ъ" в отрасли считает, что господин Митрошин выбрал удачный момент для выхода — на пике угольных цен. В прошлом году на фоне регуляторного ограничения добычи в КНР цены на премиальный коксующийся уголь (hard coking coal, HCC) достигали $300 за тонну, сейчас спотовые цены — $241 за тонну. Но уголь "Колмара" — высокозольный (до 48%), поэтому значительная часть объемов теряется при обогащении, отмечает собеседник "Ъ", и в случае падения цен до минимумов 2016 года производство может стать нерентабельным. В среднесрочной перспективе цены на HCC вернутся к $140-160 за тонну, но большинство российских углей торгуются с дисконтом к премиальным, указывает Андрей Лобазов из "Атона".
Анатолий Джумайло
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!