Уголь: можно не пылить
04 октября 2017 г.
East Russia
- Угольный терминал в бухте Мучке Хабаровского края, принадлежащий АО "Дальтрансуголь" (группа СУЭК) - один из крупнейших на Дальнем Востоке: с весны 2017 года предприятие вышло на годовую мощность 24 млн тонн. Большие объемы переработки, казалось бы, неизбежно влекут за собой повышенную нагрузку на окружающую среду - ведь уголь, как известно, при перегрузке "пылит". А как остро относится общество к появлению в портах угольной пыли, показала недавняя "прямая линия" с президентом Владимиром Путиным, где мальчик из Находки пожаловался на действия местного стивидора. В то же время, современные технологии позволяют сделать процесс перегрузки угля максимально безвредным для экологии. Правда это или нет, EastRussia решило выяснить на объектах "Дальтрансугля".
Пыль "съедают" пена и туман
Благоприятная ценовая конъюнктура делает для России выгодным экспорт угля через Тихоокеанские порты: показатели перевалки на Дальнем Востоке из года в год растут, ежегодно заявляются новые проекты на десятки миллионов тонн, и к 2025 году, по некоторым прогнозам, объемы отгрузки угля на экспорт из макрорегиона могут удвоиться. Наблюдающийся в последние годы "угольный бум" имеет и обратную сторону: нагрузка на экосистемы со стороны стивидоров растет. Протесты по поводу роста объемов перевалки традиционно звучат в двух самых развитых с точки зрения портовой логистики регионах Дальнего Востока: Хабаровском и Приморском краях. Между тем, многие стивидоры еще в преддверии роста объемов начали пытаться радикально снизить ущерб от перевалки для окружающей среды. В порту Ванино Хабаровского края, откуда ежегодно отгружается существенная доля угля, крупнейшим стивидором остается АО "Дальтрансуголь" - "дочернее" предприятие СУЭК. Над решением проблемы пылеподавления в компании начали работать в 2012 году. В рамках программы "Модернизация систем пылеподавления", объясняет заместитель начальника отдела охраны окружающей среды и экологического контроля АО «Дальтрансуголь» Юлия Долгополова, на угольном терминале АО «Дальтрансуголь» создается полный цикл пылеподавления - для дальневосточных угольных портов это уникальная система, которая постоянно совершенствуется. Фактически это не прекращающийся процесс закупки все новой и новой техники, призванной снизить влияние перевалки угля на окружающую среду. Так, в 2013 году для уборки угольной пыли с территории угольных складов, в целях предотвращения разноса пыли ветром, была приобретена вакуумная мобильная зачистная установка «SCANIA». Внедрены технологии сухого сбора и транспортировки угольной пыли и просыпей угля с использованием вакуумного оборудования шведской компании «DISAB Vacuum Technology», в том числе введены в работу стационарные вакуумные установки в зданиях пересыпных станций и вагоноопрокидывателя. "Это позволило существенно улучшить микроклимат и воздух в рабочей зоне производственных зданий предприятия", - говорит Юлия Долгополова. В 2014-м компания продолжила решать проблему пыления на угольном складе: закупила две стационарные установки пылеподавления WLP1200, с возможностью дистанционного управления и работы в зимнее время при низких температурных режимах. В галерее вагоноопрокидователя была установлена система орошения угля на ленте, в галереях и пересыпной станции. Это система пенообразования, примененная на терминале АО «Дальтрансуголь» впервые в мире. Данный инновационный метод пылеподавления имеет множество преимуществ с производственной точки зрения, среди которых: потребление минимального количества воды, более высокая эффективность пылеулавливания и увеличение смачивающего эффекта. С точки зрения экологического аспекта, применение пены обеспечивает безвредное и нейтральное биологическое разложение реагента, быстрое диспергирование без перемешивания. Учитывая то, что пена лучше всего связывает пыль даже от очень жирных углей, было принято решение, что лучше всего покрывать ей полностью весь уголь на ленточном конвейере, с самого начала выходе из вагоноопрокидывателя. Далее пена замыкает на себе значительную часть пыли, которая выделяется в пересыпах, при транспортировке угля в штабеля. В том же году, для поглощения угольной пыли во время выгрузки вагонов и приостановления ее дальнейшего распространения в воздухе рабочей зоны в здании вагоноопрокидывателей на отметке 6,240 над приемными бункерами питателей и на отметке 0,000 м был выполнен монтаж установок орошения – туманообразователей.
Пылить меньше помогают станции контроля
В 2015 году, с целью снижения процесса пыления при погрузочных работах со склада на судно, на терминале была установлена система пылеподавления на стакер-реклаймере №2. Такую технологию на терминале АО «Дальтрансуголь» применили впервые в России. В этом же году, для сокращения пыления угля на ленте при погрузке на судно, была установлена в пересыпной станции дисперсная система DUSTEX®. В 2016-м для уборки угольной пыли с территории угольных складов, в целях предотвращения разноса пыли ветром, был приобретен дополнительный вакуумный погрузчик CENTURION 200/-1812. В рамках Восточного экономического форума Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, правительство Хабаровского края и АО «СУЭК» подписали 2 сентября 2016г ряд соглашений. Свои подписи под документами поставили министр природных ресурсов России Сергей Донской, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артем Сидоров, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский. Подписанными документами предусмотрено, в частности, проведение комплексных природоохранных мероприятий и в АО «Дальтрансуголь». Их реализация запланирована в 2017-2019 годы. В 2017 году, в рамках выполнения четырехстороннего соглашения, АО «Дальтрансуголь» приступило к решению поставленных задач. Приобретена и установлена на селитебной территории в поселке Токи станция автоматизированного контроля атмосферного воздуха СКАТ. Станция была изготовлена в Санкт-Петербурге АО «ОПТЭК» по заказу АО «Дальтрансуголь». Ее стоимость составила 7 млн рублей. Станция предназначена для непрерывного автоматического измерения массовой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также для регистрации метеопараметров, температуры воздуха, относительной влажности, скорости и направления воздушного потока и атмосферного давления. Новейшее оборудование собирает, регистрирует, обрабатывает, визуализирует и хранит все полученные данные. Станция состоит из экологического модуля, оснащенного измерительными приборами – газоанализаторами по определению диоксида азота, автоматическими информационно- измерительными системами, системой пробоотбора, аппаратурой сохранения и передачи данных, метеорологическим оборудованием. На станции установлены самые современные системы видеонаблюдения и пожарно-охранной сигнализации. После приобретения поста, не дожидаясь выхода методики по определению пыли каменного угля в атмосферном воздухе, руководство компании приняло решение доукомплектовать станцию газоанализатором для измерения массовой концентрации взвешенных частиц в режиме реального времени. В настоящее время проводятся закупочные процедуры по приобретению данного прибора. После выхода методики по определению пыли каменного угля автоматизированная станция будет укомплектована прибором специализирующемся на подобных измерениях. На пылеподавление - сотни миллионов и пушки
Но и этим в 2017 году на "Дальтрансугле" не ограничатся. Технический директор компании Владимир Долгополов говорит, что еще одним из мероприятий, отмеченных в четырехстороннем соглашении, является приобретение и установка системы пылеподавления DUSTEX в зале вагоноопрокидователя, на всех отметках станции разгрузки вагонов до -17м от уровня пола в здании. Поставщик оборудования - российская фирма ООО «ЕИМ Инжиниринг» совместно с германским производителем. Поставка и монтаж ожидаются в сентябре 2017 года, стоимость установки составит 48,5 млн руб. "Система пылеподавления DUSTEX будет направлена на минимизацию пыления в местах перегрузки угля за счет распыления форсунками водно-воздушной смеси, - объясняет Владимир Долгополов. - Она способна работать при температурах окружающей среды от -20 до +40ºС. При использовании форсунок особой конструкции с резонансной насадкой вода распыляется при помощи сжатого воздуха, в результате чего достигается спектр капли 10-50 микрон, способной обволакивать угольную пыль. Установка системы позволит снизить выброс пыли при разгрузке вагонов, повысит пожарную безопасность производств, уменьшится объем выветриваемой угольной пыли, являющейся источником загрязнения окружающей среды, и снизится уровень запыленности в воздухе рабочей зоны на рабочих местах". В 2017 году компания, как и планировала, осуществит поставку и монтаж по периметру двух складов угля четырех установок пылеподавления WLP-1200, продолжает Владимир Долгополов. Поставщик – все то же ООО «EИM Инжиниринг» совместно с итальянским производителем. Общая стоимость оборудования - 108 млн. руб. Помимо уже установленных на терминале АО «Дальтрансуголь» двух стационарных установок пылеподавления, установка еще четырех позволит достичь еще большего эффекта в борьбе с пылением на открытых площадях предприятия. Система пылеподавления обеспечивает эффективное орошение штабелей с углем при минимальном расходе воды не оставляя луж, так как орошение происходит в виде распыления тумана, охватывая большую площадь, и, вместе с тем, эффективно подавляя пыль. За счет использования электромеханической системы вращения угол поворота пушек составляет 340 градусов. Пушки будут установлены: одна - вдоль северной стороны угольного склада №4, вторая - вдоль склада №5, третья - на складе №2 южная сторона, четвертая - на складе №2 северная сторона. Дополнительные пушки орошения создадут завесу между угольным складом, акваторией бухты Мучке и территорией селитебной зоны. "Это особенно актуально при восточных и юго-восточных ветрах, когда выдуваемая со штабеля угольная пыль, ранее, без мероприятий по сокращению пылеобразования, была значительной", - подчеркивает Владимир Долгополов. Кроме того, компания продолжит устанавливать системы орошения угля непосредственно на сталкеры-реклаймеры, что в первый раз сделала в 2015 году, создав уникальную для России практику. "Приобретение еще одной установки пылеподавления на стакер-реклаймере является очередным шагом по борьбе с пылением при погрузо-разгрузочной деятельности предприятия", - говорит технический директор АО "Дальтрансуголь". По его данным, современная система пылеподавления состоит в основном из:
Внедрение выше перечисленных систем пылеподавления комплексно позволит снизить выбросы пыли на 44.3% . Также целесообразно отметить, что эффект от уже внедренных мероприятий подтверждается результатами регулярных лабораторных замеров качества атмосферного воздуха в контрольных точках и на границе СЗЗ АО «Дальтрансуголь». За время проводимых исследований превышения установленного нормативов не отмечалось. Более того, если в 2013-2014гг. концентрации пыли в атмосферном воздухе составляли 0,145 мг на кубометр, то в 2016 года показатели снизились в среднем до 0,075 мг на кубометр. Эти достижения очень важны для АО ДТУ, потому как охрана окружающей среды и экология - основное, приоритетное направление при осуществлении хозяйственной деятельности угольного терминала - стратегия устойчивого развития. "Дальтрансуголь" также продолжит проектные работы по «Модернизации очистных сооружений поверхностных и производственных стоков производственной зоны терминала» с последующей реализацией данного проекта в 2018 – 2019 годах. Модернизация существующих очистных позволит повторно использовать очищенную воду с производственной зоны предприятия для мероприятий по пылеподавлению, а также увеличить производительность очистки сточных вод до 400 кубометров в сутки. Стоимость проектных работ составит 8,6 млн. руб. Дополнительно в рамках природоохранных мероприятий АО «Дальтрансуголь» ведет работы по оснащению гидротехнического сооружения пирс №5 системой сбора и отведения поверхностных дождевых и талых вод в общую систему оборотного водоснабжения предприятия. На текущее время разработана проектная документация и ведется работа по закупке оборудования и реализации данного проекта. Стоимость реализации данного проекта составит 13 млн руб. Данная конструкция позволит обеспечить охрану акватории бухты Мучке от загрязнения и засорения. К перечисленному стоит также добавить, что в 2017 году АО «Дальтрансуголь» приобрелу вторую по счету машину на базе автомобиля КамАЗ « Водовоз АЦВ-15» с системой орошения складов. И теперь в парке АО «Дальтрансуголь» два таких автомобиля.
Пыль "съедают" пена и туман
Благоприятная ценовая конъюнктура делает для России выгодным экспорт угля через Тихоокеанские порты: показатели перевалки на Дальнем Востоке из года в год растут, ежегодно заявляются новые проекты на десятки миллионов тонн, и к 2025 году, по некоторым прогнозам, объемы отгрузки угля на экспорт из макрорегиона могут удвоиться. Наблюдающийся в последние годы "угольный бум" имеет и обратную сторону: нагрузка на экосистемы со стороны стивидоров растет. Протесты по поводу роста объемов перевалки традиционно звучат в двух самых развитых с точки зрения портовой логистики регионах Дальнего Востока: Хабаровском и Приморском краях. Между тем, многие стивидоры еще в преддверии роста объемов начали пытаться радикально снизить ущерб от перевалки для окружающей среды. В порту Ванино Хабаровского края, откуда ежегодно отгружается существенная доля угля, крупнейшим стивидором остается АО "Дальтрансуголь" - "дочернее" предприятие СУЭК. Над решением проблемы пылеподавления в компании начали работать в 2012 году. В рамках программы "Модернизация систем пылеподавления", объясняет заместитель начальника отдела охраны окружающей среды и экологического контроля АО «Дальтрансуголь» Юлия Долгополова, на угольном терминале АО «Дальтрансуголь» создается полный цикл пылеподавления - для дальневосточных угольных портов это уникальная система, которая постоянно совершенствуется. Фактически это не прекращающийся процесс закупки все новой и новой техники, призванной снизить влияние перевалки угля на окружающую среду. Так, в 2013 году для уборки угольной пыли с территории угольных складов, в целях предотвращения разноса пыли ветром, была приобретена вакуумная мобильная зачистная установка «SCANIA». Внедрены технологии сухого сбора и транспортировки угольной пыли и просыпей угля с использованием вакуумного оборудования шведской компании «DISAB Vacuum Technology», в том числе введены в работу стационарные вакуумные установки в зданиях пересыпных станций и вагоноопрокидывателя. "Это позволило существенно улучшить микроклимат и воздух в рабочей зоне производственных зданий предприятия", - говорит Юлия Долгополова. В 2014-м компания продолжила решать проблему пыления на угольном складе: закупила две стационарные установки пылеподавления WLP1200, с возможностью дистанционного управления и работы в зимнее время при низких температурных режимах. В галерее вагоноопрокидователя была установлена система орошения угля на ленте, в галереях и пересыпной станции. Это система пенообразования, примененная на терминале АО «Дальтрансуголь» впервые в мире. Данный инновационный метод пылеподавления имеет множество преимуществ с производственной точки зрения, среди которых: потребление минимального количества воды, более высокая эффективность пылеулавливания и увеличение смачивающего эффекта. С точки зрения экологического аспекта, применение пены обеспечивает безвредное и нейтральное биологическое разложение реагента, быстрое диспергирование без перемешивания. Учитывая то, что пена лучше всего связывает пыль даже от очень жирных углей, было принято решение, что лучше всего покрывать ей полностью весь уголь на ленточном конвейере, с самого начала выходе из вагоноопрокидывателя. Далее пена замыкает на себе значительную часть пыли, которая выделяется в пересыпах, при транспортировке угля в штабеля. В том же году, для поглощения угольной пыли во время выгрузки вагонов и приостановления ее дальнейшего распространения в воздухе рабочей зоны в здании вагоноопрокидывателей на отметке 6,240 над приемными бункерами питателей и на отметке 0,000 м был выполнен монтаж установок орошения – туманообразователей.
Пылить меньше помогают станции контроля
В 2015 году, с целью снижения процесса пыления при погрузочных работах со склада на судно, на терминале была установлена система пылеподавления на стакер-реклаймере №2. Такую технологию на терминале АО «Дальтрансуголь» применили впервые в России. В этом же году, для сокращения пыления угля на ленте при погрузке на судно, была установлена в пересыпной станции дисперсная система DUSTEX®. В 2016-м для уборки угольной пыли с территории угольных складов, в целях предотвращения разноса пыли ветром, был приобретен дополнительный вакуумный погрузчик CENTURION 200/-1812. В рамках Восточного экономического форума Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, правительство Хабаровского края и АО «СУЭК» подписали 2 сентября 2016г ряд соглашений. Свои подписи под документами поставили министр природных ресурсов России Сергей Донской, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артем Сидоров, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский. Подписанными документами предусмотрено, в частности, проведение комплексных природоохранных мероприятий и в АО «Дальтрансуголь». Их реализация запланирована в 2017-2019 годы. В 2017 году, в рамках выполнения четырехстороннего соглашения, АО «Дальтрансуголь» приступило к решению поставленных задач. Приобретена и установлена на селитебной территории в поселке Токи станция автоматизированного контроля атмосферного воздуха СКАТ. Станция была изготовлена в Санкт-Петербурге АО «ОПТЭК» по заказу АО «Дальтрансуголь». Ее стоимость составила 7 млн рублей. Станция предназначена для непрерывного автоматического измерения массовой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также для регистрации метеопараметров, температуры воздуха, относительной влажности, скорости и направления воздушного потока и атмосферного давления. Новейшее оборудование собирает, регистрирует, обрабатывает, визуализирует и хранит все полученные данные. Станция состоит из экологического модуля, оснащенного измерительными приборами – газоанализаторами по определению диоксида азота, автоматическими информационно- измерительными системами, системой пробоотбора, аппаратурой сохранения и передачи данных, метеорологическим оборудованием. На станции установлены самые современные системы видеонаблюдения и пожарно-охранной сигнализации. После приобретения поста, не дожидаясь выхода методики по определению пыли каменного угля в атмосферном воздухе, руководство компании приняло решение доукомплектовать станцию газоанализатором для измерения массовой концентрации взвешенных частиц в режиме реального времени. В настоящее время проводятся закупочные процедуры по приобретению данного прибора. После выхода методики по определению пыли каменного угля автоматизированная станция будет укомплектована прибором специализирующемся на подобных измерениях. На пылеподавление - сотни миллионов и пушки
Но и этим в 2017 году на "Дальтрансугле" не ограничатся. Технический директор компании Владимир Долгополов говорит, что еще одним из мероприятий, отмеченных в четырехстороннем соглашении, является приобретение и установка системы пылеподавления DUSTEX в зале вагоноопрокидователя, на всех отметках станции разгрузки вагонов до -17м от уровня пола в здании. Поставщик оборудования - российская фирма ООО «ЕИМ Инжиниринг» совместно с германским производителем. Поставка и монтаж ожидаются в сентябре 2017 года, стоимость установки составит 48,5 млн руб. "Система пылеподавления DUSTEX будет направлена на минимизацию пыления в местах перегрузки угля за счет распыления форсунками водно-воздушной смеси, - объясняет Владимир Долгополов. - Она способна работать при температурах окружающей среды от -20 до +40ºС. При использовании форсунок особой конструкции с резонансной насадкой вода распыляется при помощи сжатого воздуха, в результате чего достигается спектр капли 10-50 микрон, способной обволакивать угольную пыль. Установка системы позволит снизить выброс пыли при разгрузке вагонов, повысит пожарную безопасность производств, уменьшится объем выветриваемой угольной пыли, являющейся источником загрязнения окружающей среды, и снизится уровень запыленности в воздухе рабочей зоны на рабочих местах". В 2017 году компания, как и планировала, осуществит поставку и монтаж по периметру двух складов угля четырех установок пылеподавления WLP-1200, продолжает Владимир Долгополов. Поставщик – все то же ООО «EИM Инжиниринг» совместно с итальянским производителем. Общая стоимость оборудования - 108 млн. руб. Помимо уже установленных на терминале АО «Дальтрансуголь» двух стационарных установок пылеподавления, установка еще четырех позволит достичь еще большего эффекта в борьбе с пылением на открытых площадях предприятия. Система пылеподавления обеспечивает эффективное орошение штабелей с углем при минимальном расходе воды не оставляя луж, так как орошение происходит в виде распыления тумана, охватывая большую площадь, и, вместе с тем, эффективно подавляя пыль. За счет использования электромеханической системы вращения угол поворота пушек составляет 340 градусов. Пушки будут установлены: одна - вдоль северной стороны угольного склада №4, вторая - вдоль склада №5, третья - на складе №2 южная сторона, четвертая - на складе №2 северная сторона. Дополнительные пушки орошения создадут завесу между угольным складом, акваторией бухты Мучке и территорией селитебной зоны. "Это особенно актуально при восточных и юго-восточных ветрах, когда выдуваемая со штабеля угольная пыль, ранее, без мероприятий по сокращению пылеобразования, была значительной", - подчеркивает Владимир Долгополов. Кроме того, компания продолжит устанавливать системы орошения угля непосредственно на сталкеры-реклаймеры, что в первый раз сделала в 2015 году, создав уникальную для России практику. "Приобретение еще одной установки пылеподавления на стакер-реклаймере является очередным шагом по борьбе с пылением при погрузо-разгрузочной деятельности предприятия", - говорит технический директор АО "Дальтрансуголь". По его данным, современная система пылеподавления состоит в основном из:
-
двух туманообразующих пушек, которые устанавливаются на стреле стакер-реклаймера;
-
двух резервуаров с водой, объемом 13 кубометров каждая, которые устанавливаются на петлевой тележке;
-
насосной установки, располагающейся на петлевой тележке;
- системы трубопроводов между емкостью, насосной установкой и туманообразующей пушкой.
Внедрение выше перечисленных систем пылеподавления комплексно позволит снизить выбросы пыли на 44.3% . Также целесообразно отметить, что эффект от уже внедренных мероприятий подтверждается результатами регулярных лабораторных замеров качества атмосферного воздуха в контрольных точках и на границе СЗЗ АО «Дальтрансуголь». За время проводимых исследований превышения установленного нормативов не отмечалось. Более того, если в 2013-2014гг. концентрации пыли в атмосферном воздухе составляли 0,145 мг на кубометр, то в 2016 года показатели снизились в среднем до 0,075 мг на кубометр. Эти достижения очень важны для АО ДТУ, потому как охрана окружающей среды и экология - основное, приоритетное направление при осуществлении хозяйственной деятельности угольного терминала - стратегия устойчивого развития. "Дальтрансуголь" также продолжит проектные работы по «Модернизации очистных сооружений поверхностных и производственных стоков производственной зоны терминала» с последующей реализацией данного проекта в 2018 – 2019 годах. Модернизация существующих очистных позволит повторно использовать очищенную воду с производственной зоны предприятия для мероприятий по пылеподавлению, а также увеличить производительность очистки сточных вод до 400 кубометров в сутки. Стоимость проектных работ составит 8,6 млн. руб. Дополнительно в рамках природоохранных мероприятий АО «Дальтрансуголь» ведет работы по оснащению гидротехнического сооружения пирс №5 системой сбора и отведения поверхностных дождевых и талых вод в общую систему оборотного водоснабжения предприятия. На текущее время разработана проектная документация и ведется работа по закупке оборудования и реализации данного проекта. Стоимость реализации данного проекта составит 13 млн руб. Данная конструкция позволит обеспечить охрану акватории бухты Мучке от загрязнения и засорения. К перечисленному стоит также добавить, что в 2017 году АО «Дальтрансуголь» приобрелу вторую по счету машину на базе автомобиля КамАЗ « Водовоз АЦВ-15» с системой орошения складов. И теперь в парке АО «Дальтрансуголь» два таких автомобиля.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!