Бум угольной генерации

22 мая 2018 г.

Vgudok – Цены на уголь (с поставкой в следующем году) в Северо-Западной Европе выросли по итогам пятой сессии подряд до рекордных $90,65 за тонну. Демонстрирует более чем активный рост и стоимость квот на выбросы углекислого года — она увеличилась на 79% с начала текущего года, повторив достижение года 2011-го. Эта тенденция имеет все шансы быть долгосрочной. Параллельно американское агентство EIA сообщает о том, что ближневосточный регион в ближайшем будущем ожидает бум угольной генерации. Если прогноз окажется верным, российские угольные олигархи могут вздохнуть с облегчением, а РЖД, помимо Восточного, возможно, придётся озадачиваться, в том числе, и Южным полигоном. Со всеми вытекающими последствиями.

Мы ранее писали о том, как ряд стран взял курс на снижение угольной генерации и что если к ним присоединятся европейские государства и США, то мировой рынок угля может рухнуть. И напоминали, что такой сценарий развития считают вполне возможным аналитики Международного энергетического агентства. Однако расклад может оказаться несколько иным.

В начале второй декады мая американское независимое агентство в составе федеральной статистической системы США — Energy Information Administration, ответственное за сбор, анализ и распространение информации об энергии и энергетике, распространило любопытный .

По данным американцев, в течение следующего десятилетия в ряде стран Ближнего Востока общая мощность проектируемых угольных ТЭС достигнет 41 ГВт. К этому числу можно добавить 3 ГВт генерирующих мощностей, которые строятся уже сейчас.

Плюс в регионе уже действуют ТЭС мощностью порядка 24 ГВт. В том числе примерно 18,5 ГВт — установленная мощность ТЭС Турции, 4,9 ГВт в Израиле и 2,5 ГВт в Пакистане.

Египет и Оман пока не имеют угольной генерации, но планируют ею обзавестись. Объединённые Арабские Эмираты, Иран и Иордания такое строительство уже ведут.

Так, в ОАЭ с 2020 по 2022 год вступят в строй ТЭС общей мощностью 2,4 ГВт, а к 2023 году добавят ещё 1,2 ГВт. Всё это великолепие обойдётся Эмиратам в 3,4 млрд долларов, которые предоставят свои и китайские банки. А к 2050 году в Эмиратах суммарная мощность угольных ТЭС должна достичь 11,5 ГВт.

В Иране строительство ТЭС мощностью 650 МВт и стоимостью 1 млрд долларов ведут с 2012 года местная компания  MAPNA Group и китайская  Shanghai Electriс. ТЭС в Иордании начнут строить уже в июле этого года. Электростанция мощностью в 30 МВт  будет обеспечивать энергией производство цемента.

Оман в минувшем апреле начал принимать конкурсные предложения на строительство угольной электростанции мощностью 1,2 ГВт. В прошлом году о своих планах строительства к 2024 году первой в стране угольной электростанции мощностью 6 ГВт объявил Египет. По других источников, Египет планирует обзавестись установленной мощностью ТЭС на угле в 14,64 ГВт.

В общей сложности в этом регионе мощность угольных ТЭС в недалеком будущем может достигнуть едва ли не 77 ГВт. Для сравнения, в России на январь 2018 года установленная мощность действующих угольных ТЭС в 48,7 ГВт.

, что для выработки 1 ГВт электроэнергии требуется 370 тонн высококачественного каменного угля в час или 8880 тонн в сутки. Таким образом, ближневосточному региону в будущем для ТЭС потребуется закупать порядка 249,6 млн тонн угля в год.

Американцы считают, что Иран ориентируется на собственный уголь, а Иордания  планирует ввозить из США, России и Африки. Про другие страны не уточняется. Между тем, понятно, что потенциал ближневосточного экспорта энергетических углей огромен.

В 2017 году Россия экспортировала 181 млн тонн каменного угля на сумму 13,5 млрд долларов. Количество и стоимость — рекордные для страны. Но одними этими рекордами отечественный бизнес, к сожалению, не ограничился. Попутно рекордные миллиардные убытки от перевозки этого экспортного груза получили РЖД, которые, как мы уже писали, монополия при немом одобрении регуляторов перекладывает на плечи других грузовладельцев. Напомним, тариф на перевозку угля составляет 41% от среднего грузового тарифа. В результате чего отправка железной дорогой одной тонны чёрного металла компенсирует РЖД убыток от перевозки 4,25 тонн угля, а одна тонна нефти эквивалентна по стоимости отправке 4,42 тонн угля.

О дальневосточном транзите угля мы рассказывали, цитируя материал, подготовленный нашими коллегами из приморского издания «Золотой рог».

По всей видимости, теперь в информационную повестку вполне может войти ближневосточный транзит. И жителям южных портовых городов придётся в полной мере ощутить оборотную сторону «золотой угольной лихорадки». О том, какова оборотная сторона вопроса, мы уже писали. Как от угольной пыли страдают люди, флора и фауна, о том, насколько вопиющая ситуация в экологии от Кузбасса до Приморья.

Россия занимает третью строчку в списке угольных экспортёров. И вряд ли в ближайшее время она уступит это место на пьедестале. Вот только сливки снимает частный бизнес, а отнюдь не государство.

Александр Рубцов

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!