Расходы разложили по вагонам // Железные дороги хотят от клиентов все больше
Коммерсантъ – Дискуссия вокруг сохранения на семь лет экспортной надбавки к тарифу ОАО РЖД, которая может стоить клиентам монополии 250 млрд руб., выходит на правительственный уровень. Долгосрочную программу ОАО РЖД до 2025 года, на которую и нужны средства, 25 октября будут обсуждать у вице-премьера Максима Акимова, а на следующей неделе — у премьера Дмитрия Медведева. Но это не единственные дополнительные расходы, грозящие грузоотправителям. По данным “Ъ”, обсуждается рост тарифа на порожний пробег всех видов вагонов на 6%, что принесет ОАО РЖД еще 60–70 млрд руб.
Источник “Ъ” в правительстве рассказал, что на 25 октября намечено обсуждение у вице-премьера Максима Акимова долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года. Участники рынка полагают, что будет поднят вопрос сохранения экспортной надбавки к тарифу в 8% для всех грузов, кроме нефтепродуктов и алюминия, до 2025 года. Окончательное решение, говорят два собеседника “Ъ”, может быть принято на совещании у премьера Дмитрия Медведева, которое стоит в графике на 29 октября. В аппарате вице-премьера ситуацию не комментируют.
ОАО РЖД объявило о наличии в ДПР серьезного дефицита в начале октября. Монополия заявила, что часть дыры хочет закрыть за счет сохранения экспортной надбавки в 8%, которую исходно планировалось отменить с 2019 года. Сначала речь шла о продлении только на 2019 год, потом на 2019–2021 годы, а в финале — до 2025 года. В опубликованном проекте тарифного приказа ФАС надбавку планируется закрепить, обнулив лишь для алюминия и нефтепродуктов и снизив до 5,4% для экспорта автомобилей. По расчетам потребителей, рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, общие потери основных промышленных холдингов от закрепления экспортной надбавки до 2025 года могут составить 253 млрд руб.
Но этим расходы грузоотправителей не ограничатся. Один из источников “Ъ” говорит, что еще около 67 млрд руб. монополия планирует получить за счет повышения на 6% тарифа на порожний пробег. Ранее как альтернатива предлагалась отмена специальных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов. Ее поддержала ФАС, а совет потребителей ОАО РЖД не пришел к консенсусу. В монополии “Ъ” пояснили, что с ФАС «обсуждалось изменение уровня тарифа на порожний пробег в целях оптимизации последнего и повышения эффективности работы железнодорожного транспорта». В ФАС от комментариев отказались.
Другой источник “Ъ” подчеркивает, что Совет потребителей уже согласовал сохранение экспортной надбавки, но этим стоит ограничиться: 60–70 млрд руб. в семилетней перспективе на фоне 2 трлн финансовой бреши, о которой говорит ОАО РЖД, и годовой выручке холдинга в 1,8 трлн «выглядит не очень существенно». Собеседник “Ъ” добавляет, что от повышения тарифа проиграют в первую очередь угольщики, а учитывая, что и экспортная надбавка в основном падает на них, обременение отрасли выглядит избыточным. Возмущение экспортеров понятно, отмечает другой источник “Ъ”, однако на плечи ОАО РЖД легли майские указы президента с высокими требованиями к развитию инфраструктуры без источников финансирования проектов.
Наталья Скорлыгина
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!