Кузбасское машиностроение в попытке объединения
12 ноября 2018 г.
Авант-Партнер
– Машиностроение Кузбасса располагает возможностями куда большими, чем его сегодняшнее производство. Крупнейшее предприятие отрасли в регионе работает не больше, чем на треть от своих мощностей. Некоторые из производств работают исключительно на рынок за пределами региона, хотя потребители есть и на месте. Другие предприятия показывают, что в состоянии реализовать проекты по запуску новых производств. Всё это вместе демонстрирует значительный потенциал отрасли. Но пока он не реализован в полной мере. Власти региона рассчитывают, что такое можно сделать, создав кластер горного машиностроения с государственной поддержкой.
1 ноября в областной администрации прошло расширенное совещание «Потенциал развития машиностроительных предприятий и перспективы создания кластера производителей горно-шахтного оборудования в Кемеровской области». Конкретные пути формирования кластера на совещании подробно не обсуждали. Однако уже представление потенциала отрасли показало, что формировать такой кластер можно, и есть из чего. Заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов сообщил, что с инициативой создания кластера горно-шахтного оборудования, объединяющего производителей и развивающего кооперацию, выступили сами машиностроители. По мнению замгубернатора, это будет способствовать повышению и эффективному использованию конкурентных преимуществ каждого предприятия, взаимовыгодному сотрудничеству.
Он также отметил, что машиностроение как часть индустрии региона выступает локомотивом регионального роста и напомнил, что в отрасли работает более 13 тыс. человек, а за 9 месяцев текущего года предприятия машиностроения отгрузили продукции на 17,8 млрд рублей (индекс производства – 95%). У отрасли сохраняется значительный потенциал роста за счёт импортозамещения, например, по электродвигателям. В прошлом году участники внешнеэкономической деятельности региона ввезли электродвигателей на 21,3 млн долларов, а в период с января по октябрь 2018 года – на 19 млн долларов. Тогда как «эти доходы могли остаться в регионе», – отметил Андрей Панов. Руководитель Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН Алексей Конторович призвал к развитию горного машиностроения в Кузбассе, чтобы меньше зависеть не только от импорта машинотехнической продукции, но и от экспорта сырья, чтобы развиваться за счёт уменьшения процентной составляющей железнодорожной транспортировки в конечной стоимости продукта. «Для создания кластера производителей горно-шахтного оборудования важно определить потребности угольных компаний в технике и возможности местных машиностроителей, а так же перспективы получения государственной поддержки в реализации», – добавил начальник департамента по взаимодействию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Василий Соколов. Генеральный директор ООО «Юргинский машиностроительный завод» Анатолий Лазарев представил потенциал крупнейшего предприятия отрасли в регионе, и из его выступления стали видны проблемы не одного завода, а всего кузбасского машиностроения. По данным гендиректора «Юрмаша», завод остаётся уникальным предприятием, разнопрофильным, располагающим целым комплексом «уникальных производств». В составе предприятия есть собственная ТЭЦ, вырабатывающая тепло и для нужд завода, и для нужд города, плюс электроэнергию. Есть своё металлургическое производство с выплавкой стали, производством литья и поковок, со специальной обработкой металла. И над этой базой три машиностроительных производства – грузоподъёмных машин, горно-шахтного оборудования, сельхозтехники и спецтехники. Как подчеркнул после совещания Анатолий Лазарев, «Юрмаш» специализируется на выпуске сложных изделий, разовом или небольшим тиражом, простые изделия в огромном числе завод «не штампует». В то же время сегодня у предприятия налицо нереализованный потенциал – площадь его производственных цехов составляет 418 тыс. кв. метров, из них 109 тыс. кв. метров относится уже к категории «резервная площадь». По словам гендиректора, завод ведёт переговоры о предоставлении свободных площадей, три таких «резидента» уже размещаются в цехах «Юрмаша» (об одном из них, «Сибирской технической компании» см. ниже). В этом году предприятие планирует выручку в размере 1,88 млрд рублей, и это заметно больше, чем в прошлом году, когда она упала на 34% и составила всего 1,3 млрд рублей. Однако и при росте производства загрузка мощностей завода не превышает 30%, признал Анатолий Лазарев. Правда, в 2019 году запланировано увеличить выручку уже в 2,1 раза, до 4,03 млрд рублей, а в 2025 году довести её до 6,2 млрд рублей. Резкий прирост в следующем году основан и на контрактации нынешнего года, и на «уже сделанных наработках», а также на «оборонных компетенциях» и развитии выпуска кранов, сельхозтехники и оборудования. В этом году предприятию приходится работать в условиях «ограничений со стороны налоговой», но «интерес со стороны угольщиков есть», и договоров с разными заказчиками в этом году набрано уже на 2,3 млрд рублей, часть выполнена, часть перейдет на следующий год, уточнил гендиректор «Юрмаша». Управляющий директор ООО «Сибирская техническая компания» (СТК) Владимир Елькин вновь говорил о «Юрмаше», однако, уже как о производственной площадке и о партнёре для нового производства СТК – грохотов для углеобогащения. И это новое производство, по словам директора компании, ранее размещалось в Китае, а теперь перенесено на «Юрмаш». И на новом месте планирует развиваться и дальше. Представитель новокузнецкого ООО «Сибэлектро» (выпускает в основном горные конвейеры и другие транспортные системы) Дамир Галеев также рассказал о разработке «нового проекта» – по производству дизельного шахтного транспорта, годовой рынок которого в Кузбассе составляет 2,4 млрд рублей и полностью покрывается импортом. В планах «Сибэлектро» реализовать проект в течение ближайших двух лет. Примечательным стало выступление генерального директора кемеровского ООО «Торгинвест» Дмитрия Емелина, сообщившего о развитии производства электродвигателей на базе оставшихся активов некогда известного ПО «Кузбассэлектромотор». По его данным, на предприятии уже работает 65 человек, производство электродвигателей выросло за три года почти в 4 раза – со 170 в 2016 году до 380 в прошлом и до 600 планируемых в этом году. При этом всю продукцию компания продаёт за пределами Кузбасса (компаниям «Уралкалий» и «Беларуськалий», заводам вентиляторного оборудования и др.). Такому производству объединение в кластер и кооперация нужны как никому другому. Директор «Ассоциации машиностроителей Кузбасса» Сергей Никитенко напомнил, что промышленные кластеры в России пользуются различными формами государственной поддержки, в частности, предприятия – участники кластера могут получать субсидии на частичное возмещение затрат на реализацию проектов. При этом можно получить возмещение с 2015 года. Игорь Лавренков
1 ноября в областной администрации прошло расширенное совещание «Потенциал развития машиностроительных предприятий и перспективы создания кластера производителей горно-шахтного оборудования в Кемеровской области». Конкретные пути формирования кластера на совещании подробно не обсуждали. Однако уже представление потенциала отрасли показало, что формировать такой кластер можно, и есть из чего. Заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов сообщил, что с инициативой создания кластера горно-шахтного оборудования, объединяющего производителей и развивающего кооперацию, выступили сами машиностроители. По мнению замгубернатора, это будет способствовать повышению и эффективному использованию конкурентных преимуществ каждого предприятия, взаимовыгодному сотрудничеству.
Он также отметил, что машиностроение как часть индустрии региона выступает локомотивом регионального роста и напомнил, что в отрасли работает более 13 тыс. человек, а за 9 месяцев текущего года предприятия машиностроения отгрузили продукции на 17,8 млрд рублей (индекс производства – 95%). У отрасли сохраняется значительный потенциал роста за счёт импортозамещения, например, по электродвигателям. В прошлом году участники внешнеэкономической деятельности региона ввезли электродвигателей на 21,3 млн долларов, а в период с января по октябрь 2018 года – на 19 млн долларов. Тогда как «эти доходы могли остаться в регионе», – отметил Андрей Панов. Руководитель Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН Алексей Конторович призвал к развитию горного машиностроения в Кузбассе, чтобы меньше зависеть не только от импорта машинотехнической продукции, но и от экспорта сырья, чтобы развиваться за счёт уменьшения процентной составляющей железнодорожной транспортировки в конечной стоимости продукта. «Для создания кластера производителей горно-шахтного оборудования важно определить потребности угольных компаний в технике и возможности местных машиностроителей, а так же перспективы получения государственной поддержки в реализации», – добавил начальник департамента по взаимодействию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Василий Соколов. Генеральный директор ООО «Юргинский машиностроительный завод» Анатолий Лазарев представил потенциал крупнейшего предприятия отрасли в регионе, и из его выступления стали видны проблемы не одного завода, а всего кузбасского машиностроения. По данным гендиректора «Юрмаша», завод остаётся уникальным предприятием, разнопрофильным, располагающим целым комплексом «уникальных производств». В составе предприятия есть собственная ТЭЦ, вырабатывающая тепло и для нужд завода, и для нужд города, плюс электроэнергию. Есть своё металлургическое производство с выплавкой стали, производством литья и поковок, со специальной обработкой металла. И над этой базой три машиностроительных производства – грузоподъёмных машин, горно-шахтного оборудования, сельхозтехники и спецтехники. Как подчеркнул после совещания Анатолий Лазарев, «Юрмаш» специализируется на выпуске сложных изделий, разовом или небольшим тиражом, простые изделия в огромном числе завод «не штампует». В то же время сегодня у предприятия налицо нереализованный потенциал – площадь его производственных цехов составляет 418 тыс. кв. метров, из них 109 тыс. кв. метров относится уже к категории «резервная площадь». По словам гендиректора, завод ведёт переговоры о предоставлении свободных площадей, три таких «резидента» уже размещаются в цехах «Юрмаша» (об одном из них, «Сибирской технической компании» см. ниже). В этом году предприятие планирует выручку в размере 1,88 млрд рублей, и это заметно больше, чем в прошлом году, когда она упала на 34% и составила всего 1,3 млрд рублей. Однако и при росте производства загрузка мощностей завода не превышает 30%, признал Анатолий Лазарев. Правда, в 2019 году запланировано увеличить выручку уже в 2,1 раза, до 4,03 млрд рублей, а в 2025 году довести её до 6,2 млрд рублей. Резкий прирост в следующем году основан и на контрактации нынешнего года, и на «уже сделанных наработках», а также на «оборонных компетенциях» и развитии выпуска кранов, сельхозтехники и оборудования. В этом году предприятию приходится работать в условиях «ограничений со стороны налоговой», но «интерес со стороны угольщиков есть», и договоров с разными заказчиками в этом году набрано уже на 2,3 млрд рублей, часть выполнена, часть перейдет на следующий год, уточнил гендиректор «Юрмаша». Управляющий директор ООО «Сибирская техническая компания» (СТК) Владимир Елькин вновь говорил о «Юрмаше», однако, уже как о производственной площадке и о партнёре для нового производства СТК – грохотов для углеобогащения. И это новое производство, по словам директора компании, ранее размещалось в Китае, а теперь перенесено на «Юрмаш». И на новом месте планирует развиваться и дальше. Представитель новокузнецкого ООО «Сибэлектро» (выпускает в основном горные конвейеры и другие транспортные системы) Дамир Галеев также рассказал о разработке «нового проекта» – по производству дизельного шахтного транспорта, годовой рынок которого в Кузбассе составляет 2,4 млрд рублей и полностью покрывается импортом. В планах «Сибэлектро» реализовать проект в течение ближайших двух лет. Примечательным стало выступление генерального директора кемеровского ООО «Торгинвест» Дмитрия Емелина, сообщившего о развитии производства электродвигателей на базе оставшихся активов некогда известного ПО «Кузбассэлектромотор». По его данным, на предприятии уже работает 65 человек, производство электродвигателей выросло за три года почти в 4 раза – со 170 в 2016 году до 380 в прошлом и до 600 планируемых в этом году. При этом всю продукцию компания продаёт за пределами Кузбасса (компаниям «Уралкалий» и «Беларуськалий», заводам вентиляторного оборудования и др.). Такому производству объединение в кластер и кооперация нужны как никому другому. Директор «Ассоциации машиностроителей Кузбасса» Сергей Никитенко напомнил, что промышленные кластеры в России пользуются различными формами государственной поддержки, в частности, предприятия – участники кластера могут получать субсидии на частичное возмещение затрат на реализацию проектов. При этом можно получить возмещение с 2015 года. Игорь Лавренков
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!