Европе по вкусу российский уголь: США не могут угнаться за Россией
По данным консалтингового агентства Argus, второе место по объемам импорта в Европу занимает сегодня Колумбия. В январе-октябре эта латиноамериканская страна поставила на рынок ЕС более 17 млн тонн. Правда, по сравнению с прошлым годом снизила экспорт на 3 млн тонн. Кто еще нарастил экспорт угля в Европу, так это Соединенные Штаты. Если за 10 месяцев прошлого года оттуда доставили в Старый Свет 12 млн тонн, то в этом — 14 млн тонн.
В октябре заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский заявил, что добыча угля в стране в этом году составит около 420−425 млн тонн при экспорте около 200 млн тонн угля. По его словам, прирост идет и на западном, и на восточном направлениях поставок за рубеж. Позже министр энергетики России Александр Новак уточнил, что в этом году добыча угля в стране вырастет еще больше — до 433 млн тонн.
Эксперты отмечали EADaily, что девальвация позволяет российским поставщикам предлагать более конкурентоспособную цену. А это на фоне некоторого ухудшения конъюнктуры мирового рынка угля делает российскую продукцию предпочтительнее.
Впрочем, в ноябре, отмечает репортер Argus Джейк Хорслен, импорт угля в Европу мог снизиться из-за низкого уровня рек, что не позволяет доставить необходимое количество угля на немецкие электростанции. Касается это, в первую очередь, российского угля.
Как отметило агентство Argus, в первой половине ноября цены на российский уголь снизились на 9−10 центов и достигли самого низкого уровня с мая. «И они могут продолжить снижение до конца ноября и даже конца года. Цены на российский уголь с калорийностью 6000 килокалорий на килограмм на европейском рынке упали до $ 83 с отгрузкой в балтийских портах, а стоимость каменного топлива с отгрузкой из Восточного для Азиатско-Тихоокеанского региона — до $ 96,» — заметили в Argus и связали ситуацию с большими запасами угля в европейских портах и ослабевшим спросом: «Покупатели не могут доставить товар на свои электростанции на Рейне (распространенный способ транспортировки угля из портов на континентальные ТЭС), потому что в немецких реках крайне низкий уровень воды».Конкуренция, правда, ждет российский уголь больше в Азии, отмечает агентство. Там российские производители столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны индонезийских поставщиков, которые могут сделать клиентам более привлекательные предложения. «Российским экспортерам приходится продавать уголь с серьезной скидкой, чтобы выиграть тендеры в Южной Корее и Вьетнаме», — пишет Argus.
В Европе основными импортерами российского угля являются Германия и Польша — 30% и 65% общего импорта каменного топлива в прошлом году. За шесть месяцев этого года при этом Польша увеличила импорт угля в 5,6 раза — до 6,9 млн тонн энергетического угля. И Россия осталась ключевым поставщиком. Добыча угля в самой Польше продолжает снижаться, в 2017 году она упала на 6,9%. При этом 80% электроэнергии в стране по-прежнему вырабатывается на угольных станциях.
Российский уголь преобладает в польском импорте из-за невысокой стоимости доставки, рассказывал еще в мае один из трейдеров изданию Hellenic Shipping News. «Россия будет крупнейшим экспортером в Польшу в этом году, США и Колумбия будут вторыми», — сказал собеседник издания, объяснив, что недорогая морская доставка дает российскому углю огромные конкурентные преимущества на польском рынке. Также источник Hellenic Shipping News рассказал и о втором преимуществе России — часть угля транспортируется в Польшу по железной дороге.
Цены на газ растут и в Европе это делает генерацию на угле выгодной. Таким образом, российский уголь конкурирует в Европе не только с американским каменным топливом, но и российским трубопроводным газом.
На этой неделе международное энергетическое агентство (IEA) сообщило прогноз потребления угля в мире на следующие пять лет. По данным IEA, оно останется стабильным. С одной стороны, потребление каменного топлива будет снижаться в Европе и Северной Америке. С другой, будет расти в Индии и Юго-Восточной Азии. В любом случае, к 2025 году потребление угля в общемировом энергобалансе снизится с 27 до 25%, прогнозируют в IEA.
«История об угле — это сказка о двух мирах. Один — с политикой по защите климата и закрытию угольной генерации. Другой — уголь нужен, чтобы обеспечить доступную энергию», — сказал директор энергетических рынков и безопасности IEA Кейсуке Садамори.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!