Триллион заложат за полярный круг
По информации “Ъ”, Росморречфлот подготовил новый проект плана-графика реализации федерального проекта «Северный морской путь» (СМП). Документ будет обсуждаться на совещании в агентстве 23 января с заинтересованными министерствами, компаниями и регионами. Согласно плану, на развитие и поддержку СМП в 2019–2024 годах требуется 905,6 млрд руб. Из них государство должно выделить 305 млрд руб. Дополнительная потребность в госсредствах в 2019–2021 годах оценивается в 139,5 млрд руб. Остальные 600,6 млрд руб. — внебюджетное финансирование.
На мероприятия «Росатома» (назначен инфраструктурным оператором СМП) в 2019–2024 годах требуется 173,7 млрд руб., из которых 98,8 млрд руб.— частные инвестиции. Еще 226,5 млрд руб. планируется потратить на мероприятия Росморречфлота, из них 40,5 млрд руб. должны предоставить внебюджетные источники. Также в проект включен подведомственный Росжелдору Северный широтный ход (соединение Северной и Свердловской железных дорог и обеспечение выхода транспортной системы к СМП; концессионное соглашение подписано в октябре) стоимостью 235,9 млрд руб., из которых на бюджет приходится 12,7 млрд руб. Вошли в проект и мероприятия из федеральной программы «Морские порты», «поддерживающие достижение целей программы СМП». Общая стоимость этих проектов оценивается в 169,6 млрд руб., 901 млн руб.— госсредства.
В Минэкономики подтвердили, что проект плана-графика получен, документ находится на рассмотрении. В Минтрансе, Минэнерго и «Росатоме», “Ъ” не ответили.
Все проекты так или иначе связаны с развитием и обслуживанием грузопотока по СМП. Согласно майским указам президента, он должен достичь 80 млн тонн. В плане-графике указано, что, по прогнозу компаний, грузопоток к 2024 году составит 81,9 млн тонн, включая северный завоз, транзит и т. п., из них на вывоз полезных ископаемых приходится 76,7 млн тонн.
По оценкам Аналитического центра при правительстве, в пессимистическом сценарии объем составит лишь 53,8 млн тонн, в базовом — 63,1 млн тонн, а в оптимистическом — 76,4 млн тонн.
Сам Минтранс закладывает объем вывоза полезных ископаемых по СМП к 2024 году на уровне 66,3 млн тонн.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что прогноз объединяет две группы оценок грузопотока — по реализуемым проектам с утвержденными планами разработки и обеспеченной ресурсной базой и по заявлениям компаний. Основной объем обеспечен СПГ, углем и нефтью, вклад руд невелик. К первой группе проектов относятся «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2» и Новопортовское месторождение, причем для последнего в качестве ожидаемого объема принята не проектная величина добычи, а заявленная технологическая мощность терминала «Ворота Арктики». Для проектов второй группы, добавляет эксперт, исходя из ресурсной базы «Востокугля» и «Нефтегазхолдинга», заложенная отгрузка угля и нефти в объеме 17,5 млн тонн «представляется нереалистичной».
Анастасия Веденеева, Дмитрий Козлов, Денис Скоробогатько
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!