О вступлении в силу перечней несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации или приостановление ее действия
18 марта вступает в силу приказ Минэкономразвития России от 18.01.2019 № 14 (далее – Приказ), утверждающий Перечень несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации (далее – Перечни несоответствий).
Издание Приказа является еще одним шагом в реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Федеральным законом от 29.07.2018 № 262-ФЗ, направленных на комплексное совершенствование национальной системы аккредитации.
Перечни несоответствий содержат исчерпывающие нарушения, совершение которых влечет за собой отказ в аккредитации (для заявителей) или приостановление действия аккредитации (для аккредитованных лиц). Так, к несоответствиям заявителя критериям аккредитации, влекущим за собой отказ в аккредитации, относится несоблюдение требований:
- к работникам заявителя — наличие образования или опыта работы, навыков и/или профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации, допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также к их численности по основному месту работы;
- к помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя/аккредитованного лица, в том числе наличия по месту (местам) осуществления деятельности (временных работ) в заявленной/утвержденной области аккредитации помещений, оборудования, средств измерений, стандартных образцов, эталонов единиц величин, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации;
- нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, методик измерений и иных документов, устанавливающих требования:
к работам (услугам), в том числе правил отбора образцов (проб),
подтверждения соответствия и к объектам подтверждения соответствия,
к проведению инспекций,
к работам (услугам) в области обеспечения единства измерений, и иных документов, в соответствии с областью аккредитации;
- системы менеджмента качества.
Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, включает несоответствия аккредитованного лица:
- обнаруживаемые при прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц;
- выявляемые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Требования, предъявляемые к аккредитованным лицам во многом аналогичны требованиям, предъявляемым к заявителям на аккредитацию. К ним равно отнесены требования:
- наличия у заявителя/органа по сертификации, структурного подразделения, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории (центра), в случаях, предусмотренных техническими регламентами Российской Федерации и техническими регламентами Таможенного союза, в соответствии с пунктом 13 Критериев аккредитации;
- наличия у заявителя/органа инспекции, структурного подразделения, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории (центра), в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к проведению инспекций, в соответствии с пунктом 30 Критериев аккредитации.
Вместе с тем, при прохождении процедуры подтверждения компетентности предусмотрены случаи приостановления аккредитации при отсутствии у аккредитованного лица сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», права на доменное имя которого принадлежат аккредитованному лицу.
При осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц действие аккредитации приостанавливается в том числе в случае:
- осуществления аккредитованным лицом деятельности по оценке соответствия вне области аккредитации;
- непринятия аккредитованным лицом мер к прекращению действия (отмене) документа, выданного по итогам выполнения работ по оценке соответствия (в установленных случаях);
- неисполнения обязанностей аккредитованного лица по:
рассмотрению жалоб и обращений, относящихся к его деятельности по оценке соответствия,
предоставлению по запросам Росаккредитации информации, которая свидетельствует о его компетентности,
предоставлению в Росаккредитацию с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведений о результатах своей деятельности,
уведомлению Росаккредитации об аккредитации в ином органе аккредитации, в том числе органе аккредитации иностранного государства.
Признается утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 322 «Об утверждении Перечня нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц влекут за собой приостановления действия аккредитации».
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!