Вниманию экспертов по аккредитации! Росаккредитация напоминает о недопустимости наличия в деятельности экспертов конфликта интересов

03 марта 2016 г.

В связи с выявлением фактов нарушения экспертами по аккредитации требований законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации Федеральная служба по аккредитации напоминает о необходимости соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – закон об аккредитации).

Одним из таких требований является отсутствие конфликта интересов в деятельности экспертов по аккредитации и технических экспертов. Так, согласно части 7 статьи 11 закона об аккредитации, эксперты по аккредитации, технические эксперты должны быть независимы от любого воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые национальным органом по аккредитации решения.

В соответствии с частью 10 статьи 11 закона об аккредитации эксперты по аккредитации и технические эксперты должны уведомить Федеральную службу по аккредитации о возникновении обстоятельств, влияющих на соблюдение требований, предусмотренных частями 6-8 статьи 11 закона об аккредитации, в том числе о возможном конфликте интересов. Согласно пункту а статьи 37 Правил аттестации экспертов по аккредитации, утвержденных приказом Министерства экономического развития от 23.05.2014 № 289, установление Федеральной службой по аккредитации факта нарушения требований, предусмотренных частями 6-8 статьи 11 закона об аккредитации, влечет за собой прекращение действия аттестации эксперта по аккредитации.

О наличии конфликта интересов в деятельности эксперта по аккредитации или технического эксперта может свидетельствовать проведение работ по аккредитации экспертом, так или иначе связанным с аккредитуемой организацией, например:

1) эксперт работает и/или является одним из учредителей (членов попечительского совета и т.п.) аккредитованного лица (заявителя);

2) эксперт ранее работал либо входил в состав учредителей (членов попечительского совета и т.п.) данного юридического лица;

3) родственники эксперта работают (работали) и/или являются (являлись) учредителями (членами попечительского совета и т.п.)  аккредитованного лица (заявителя);

4) эксперт оказывает (оказывал) услуги данному юридическому лицу на основании договорных отношений;

5) аккредитованное лицо (заявитель) является членом либо прочно ассоциируется с общественной (либо иной организацией), в которой эксперт работает (работал) и/или является (являлся) одним из учредителей (членов попечительского совета и т.п.);

6) эксперт является государственным служащим либо сотрудником государственного (муниципального) учреждения, которому подведомственно аккредитуемое лицо;

7) иные случаи, ставящие под сомнение независимость эксперта.

Аккредитованное лицо самостоятельно имеет право заявить в Росаккредитацию о наличии конфликта интересов и попросить заменить эксперта (экспертов).

Но независимо от действий аккредитованного лица (заявителя) в вышеописанных случаях эксперту целесообразно уведомить Росаккредитацию о возможном наличии конфликта интересов, указав соответствующую причину, и дождаться согласия на продолжение работы по аккредитации (ПК) либо решения о замене эксперта.

В практике Федеральной службы по аккредитации имеются случаи лишения статуса в связи с установлением фактов наличия в деятельности экспертов конфликта интересов на основании поступивших жалоб. В частности, в феврале 2016 года было прекращено действие аттестации двух экспертов по аккредитации, занимавших административные должности в общественных организациях, членами которых являлись аккредитованные лица, и участвовавших в работах по аккредитации данных юридических лиц, не поставив в известность Федеральную службу по аккредитации.

О конфликте интересов в деятельности экспертов по аккредитации (PDF)

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!