Ростехнадзор не заметил угрозу взрыва на тротиловом заводе

15 марта 2016 г.

Из-за демонтажа металлоконструкций на красноуральском предприятии вспыхнула кислота.

В ситуацию с демонтажем металлоконструкций на ООО «Красноуральский химический завод» вынуждены были вмешаться силовики. После воскресного тления резервуара с остатками азотной кислоты проверку начали специалисты свердловской прокуратуры и Ростехнадзора. Пока не ясно, распиливал ли собственник завода промобъекты, на которых производился тротил, или речь шла о вспомогательных цехах, не задействованных в производстве взрывчатки. В случае, если работы велись на опасных объектах, где осели частицы тротила, действия владелицы КЗХ Ларисы Губайдуллиной могли быть чреваты не только возгоранием, но и взрывом. Силовикам и чиновникам предстоит дать правовую оценку произошедшему, так как уведомлений о начале работ по консервации тротилового производства в Красноуральске руководство завода не подавало.

Прокуратура Свердловской области начала проверку воскресного ЧП, произошедшего на ООО «Красноуральский химический завод» (КХЗ). «Проводится проверка по факту тления азотной кислоты, произошедшей из-за демонтажа заводского оборудования. По окончанию проверки будут приняты меры прокурорского реагирования», – рассказали «Правде УрФО» в пресс-службе ведомства. Собственное расследование начали и специалисты Ростехнадзора, курирующее предприятие.

Напомним, в воскресенье в небе над Красноуральском появилось облако ядовито-оранжевого цвета. Местные жители предположили, что источником «выброса» стал недействующий КХЗ, принадлежащий в настоящее время Ларисе Губайдуллиной. Позже эту информацию подтвердили в ГУ МЧС по Свердловской области. «На территории неэксплуатируемого химического завода в резервуаре емкостью 300 кубических метров происходит тление остатков отложений азотной кислоты. На место происшествия были направлены пожарно-спасательные подразделения Красноуральска, которые установили водяную завесу для осаждения облака с продуктами тления», – уточнили представители МЧС.

По словам заместителя начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области Ивана Павленко, для нейтрализации последствий ЧП в город были стянуты не только пожарно-спасательные подразделения из близлежащих Нижнего Тагила и Кушвы, но и специалисты-химики из Екатеринбурга и сотрудники Уральского учебно-спасательного центра МЧС России из поселка Новогорный Челябинской области.

«Благодаря оперативным слаженным действиям пожарно-спасательных подразделений удалось не допустить распространения облака с продуктами тления за территорию объекта. Производилась засыпка кальцинированной соды для нейтрализации паров кислоты», – рассказал Иван Павленко.

В итоге на локализацию последствий возгорания кислоты было потрачено 4 часа. По словам главы администрации Красноуральска Дмитрия Кузьминых, справиться с происшедшим можно было гораздо быстрее, если бы специалисты завода своевременно сообщили о произошедшем в соответствующие органы. «Святогор» (металлургический актив ОАО «УГМК» в Красноуральске. – Прим. ред.) в оперативном режиме готов был выделить и людей для проведения всех необходимых работ, и соду для нейтрализации паров азотной кислоты. Ситуацию можно было не доводить до абсурда, когда представители МЧС только после вмешательства силовиков смогли попасть на промплощадку», – уточнил «Правде УрФО» Дмитрий Кузьминых.

По его словам, сообщение о тлении кислоты на КХЗ поступило не от сотрудников завода. Пожарных вызвали местные жители, опасавшиеся угрозы взрыва на предприятии, которое ранее занималось производством тротила. В ситуацию вынужден был вмешаться начальник полиции города Александр Огурцов, и только после этого пожарные расчеты заехали на территорию. Подполковник Огурцов отказался комментировать по телефону ситуацию, сложившуюся при ликвидации происшествия на КХЗ, но и опровергать эту информацию он не стал. Кроме тог,о он отметил, что пока силовики не могут привлечь руководство завода к ответственности за то, что они производили демонтаж металлоконструкций на производственном объекте. «Завод находится в частной собственности, и мы не можем указывать владельцу, что ему делать с объектом», – указал полицейский.

Стоит отметить, что специалисты Роспотребнадзора и ОАО «Святогор» проводили замеры предельно-допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе близ предприятия, в частности, в поселках Октябрьский и Пригородный. Превышение ПДК зафиксировано не было, соответственно, эвакуация населения не потребовалась.

«В итоге анализ пришлось делать только по периметру химзавода, потому что делать замеры на территории предприятия лаборантов просто не пустили. В тот день нам очень повезло, что ветер был северный, все испарения уходили от города на промплощадку КХЗ, только это спасло Октябрьский. Какие показатели по ПДК рядом с самим местом тления – неизвестно», – уточнил Дмитрий Кузьминых.

Ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала о том, что Лариса Губайдуллина дала поручение о демонтаже и распиле на металлолом производственных объектов «Красноуральского химзавода». Эксперты предполагали, что такие работы без специализированной подготовки могут быть чреваты не только возможными возгораниями кислоты, но и взрывами, так как при производстве частицы тротила могли оседать в канализационных трубах и на металлоконструкциях. Производить работы по консервации опасных производств имеют право лишь специалисты компаний, имеющих доступ и лицензию на такого рода деятельность. К примеру, к ликвидации остановленного «Режевского химзавода» привлекались специалисты ООО «СибСпецСтрой» из Кемерово, которые под строгим контролем Ростехнадзора занимались демонтажем зданий и сооружений предприятия, производившего гексоген. С промплощадки в Реже даже частично был вывезен опасный грунт, почва была рекультивирована.

Официально комментарий специалистов Ростехнадзора на момент публикации материала «Правде УрФО» получить не удалось, однако источник издания, близкий к ведомству, рассказал, что специалисты ведут работу по ситуации на КХЗ. «Пока не понятно, что именно Губайдуллина распиливала на металлолом. Если демонтажные работы проводились в зданиях, где не производились взрывчатые вещества, – это одно дело. На это она имела полное право как собственник. А вот если работы велись в цехах, задействованных в производстве тротила, это приравнивается к работам по консервации производства. Тогда она должна была уведомить Ростехнадзор о старте работ, чего сделано не было, и привлечь к проведению демонтажа специализированную организацию, а не сотрудников завода. Пока правовую оценку деятельности руководства дать сложно, разбираемся», – уточнил собеседник издания. Сама же Лариса Губайдуллина в течение дня не отвечала на звонки.

«Правда УрФО» продолжит следить за дальнейшим развитием событий.
Автор:  Мария Шароглазова

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!