Александр Рыбас выступил на Неделе российского бизнеса
6 февраля 2018 года статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Александр Рыбас выступил на форуме "Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства", проходившем в рамках Недели российского бизнеса.
Он напомнил, что Ростехнадзор реализует приоритетную программу «Реформа контрольной и надзорной деятельности» с конца 2016 года. При этом Ростехнадзор является одним из первых контрольно-надзорных органов, деятельность которого регламентируется законодательством с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на поднадзорных объектах.
«В частности, такое регулирование с 2014 года уже применяется в области промышленной безопасности. Риск-ориентированная модель надзора в области промышленной безопасности позволила за 3 года сократить количество плановых проверок на 75%, - отметил Рыбас. - С начала 2017 года на аналогичную модель «переведен» и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений».
В рамках реализации приоритетной программы в 2017 году службой внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления о внедрении риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного энергетического надзора. При этом проект документа предусматривает внедрение уже динамической модели риск-ориентированного подхода, при котором присваиваемые категории риска меняются в сторону понижения или повышения в зависимости от наличия или отсутствия фактов привлечения к ответственности за нарушение обязательных требований (в том числе повлекших возникновение аварии), и, соответственно, изменяется уровень государственного контроля.
Статс-секретарь - заместитель руководителя Ростехнадзора подчеркнул, что внедрение риск-ориентированного подхода привело к значительному сокращению количества надзорных мероприятий, проводимых Службой, позволив сосредоточиться на наиболее опасных и сложных объектах. При этом статистика подтверждает, что снижение количества плановых проверок происходит без ущерба уровню безопасности.
«За последние 8 лет уровень аварийности на поднадзорных объектах снизился на 40% (с 367 до 220 аварий). Относительный рост количества аварий произошел только в 2015 году. Основными причинами роста стали сокращение ремонтных программ, отказ от модернизации и технического перевооружения поднадзорных объектов вследствие ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатирующих организаций», - заявил он.
Снижение уровня смертельного травматизма на поднадзорных объектах за последние 8 лет составило 54% (с 464 до 210 несчастных случаев со смертельным исходом). В целом уровень аварийности и смертельного травматизма на объектах поднадзорных Ростехнадзору имеет тенденции к снижению. Однако характерными причинами аварийности и смертельного травматизма продолжает оставаться «человеческий фактор», который выражается в недостаточной квалификации специалистов и руководителей предприятий либо в умышленном игнорировании ими требований федеральных норм и правил, а также несоблюдении производственной дисциплины, сказал Рыбас.
По его словам, в 2017 году Ростехнадзором была продолжена работа по законодательной регламентации процедур аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. «Нами внесены в Правительство Российской Федерации поправки к законопроекту, принятому Госдумой в первом чтении, и в текущем году будет завершена работа по подготовке подзаконных актов», - уверил заместитель руководителя Ростехнадзора.
В рамках приоритетной программы Ростехнадзор активно принимает участие в актуализации и оптимизации обязательных требований - утвержденные в 2017 году Проектным комитетом дорожные карты практически реализованы. В целом за последние годы была полностью переработана законодательная и нормативная база, которая позволила внедрить новые подходы в регулировании промышленной безопасности. Принято 34 федеральных закона, 56 актов Правительства Российской Федерации, 154 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждено 132 руководства по безопасности. Фактически нормативно-правовая база Ростехнадзора полностью актуализирована, устаревшие нормативные акты времен СССР не используются.
Рыбас подчеркнул, что Ростехнадзор уделяет большое внимание профилактике нарушений обязательных требований и публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора являются весомым вкладом в эту работу. В 2017 году проведено 88 подобных мероприятий как центральным аппаратом, так и территориальными управлениями Ростехнадзора, в них приняли участие более 8000 человек. Практика проведения подобных встреч будет продолжена и в текущем году.
Одним из основных направлений деятельности Ростехнадзора является внедрение информационных технологий на объектах промышленности, отметил он. В этих целях по инициативе ведомства российскими разработчиками создан программный продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и передавать информацию на пульты не только дежурным на опасных производственных объектах, а также собственникам и оперативным дежурным Ростехнадзора. Таким образом у контролирующего органа впервые появилась возможность получать информацию не о случившемся событии, а о риске наступления аварии, что даёт возможность принимать своевременные меры реагирования. Уникальность комплекса состоит в том, что он подключается к действующим системам обеспечения промышленной безопасности на предприятиях, что минимизирует расходы для его установки. В настоящее время программный продукт проходит тестовые испытания на опасных производственных объектах различных отраслей.
Помимо указанных возможностей, внедрение комплекса дистанционного мониторинга позволит сократить нагрузку на бизнес.
Для объектов, внедривших данную систему, будут предусмотрены:
- полная отмена плановых проверок;
- исключение необоснованных внеплановых проверок - регламентация оснований их проведения посредством утверждения индикаторов риска;
- отмена обязанности по предоставлению сведений о производственном контроле;
- пересмотр подходов к осуществлению постоянного государственного надзора, в части сокращения проверочных мероприятий.
Внедрение дистанционных методов надзора также позволит минимизировать прямое общение инспекторов с поднадзорными организациями и предотвратить возможность сопутствующих этому коррупционных рисков.
«В заключение я хотел бы поблагодарить всех представителей предприятий, бизнес-объединений, экспертов федерального проектного офиса и федеральных органов исполнительной власти за участие и помощь в организации реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и пожелать всем нам плодотворной и успешной работы в данном направлении в текущем году», - сказал Александр Рыбас.
Подпишитесь на нашу рассылку
Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!