Причины реформирования системы аккредитации в Российской Федерации.

Необходимость реформы системы аккредитации была обусловлена серьезными проблемами в данной области:

1. Отсутствие четких и конкретных требований к аккредитуемым лицам (органам по сертификации и испытательным лабораториям). Это являлось главной причиной субъективного подход к аккредитации. В связи с этим рынок оценки соответствия работала масса некомпетентных компаний. К примеру, Росаккредитации неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда один и тот же эксперт одновременно работал во множестве ОС; сертификаты удивительным образом подписывались одним экспертом в один день в нескольких городах России (например, в Калининграде, Владивостоке и Ростове-на-Дону) и т.п.

-Были ситуации, когда лаборатория представляла собой пустую комнату с компьютером, а оборудование находилось в другом месте. Можно было заключать договор о пользовании оборудованием, приезжать с образцами, испытывать неизвестно в каких условиях, поэтому никакой достоверности такие испытания не имели. Подтвердить компетентность такой лаборатории было невозможно. А нужные бумажки выдавались.

С.В.Шипов, Руководитель Федеральной службы по аккредитации

2. Отсутствие прозрачных и понятных механизмов аккредитации. Связано это было с тем, что аккредитацию проводили экспертные организации, подчиненные различным отраслевым ведомствам. Общего механизма аккредитации не существовало, не было единой системы в формировании стоимости работ по аккредитации. Даже статус экспертных организаций, которые занимались процедурами аккредитации, не был определен- то есть само участие этих организаций в аккредитации не было полностью легальным. Ряд проблем был связан с разрозненностью систем аккредитации: не существовало единого реестра аккредитованных лиц.

3. Отсутствие контроля над деятельностью аккредитованных организаций, а также единой информационной базы по контрольным мероприятиям и единых процедур контроля, механизмов борьбы с нарушителями. Иными словами, недобросовестные организации работали на рынке практически безнаказанно. В совокупности с первыми двумя проблемами это привело к существованию масштабного рынка «серых» сертификатов и «левых» протоколов. Разумеется, наличие большого количества некомпетентных ОС мешало развитию здоровой конкуренции и функционированию добросовестных организаций.

-Я бы не стал говорить, что это сплошь теневой рынок, но серая его часть действительно немаленькая. Если говорить в целом об оценке соответствия и сертификации, то речь идет о сотнях миллиардов рублей в год. На этом рынке работают и добросовестные участники, и не очень. Дешевые сертификаты, которые стоят меньше реальных трудозатрат,- это как раз те самые теневые, о которых вы говорите. Сертификаты, реально определяющие качество, не могут стоить дешево. Вывести этот рынок из тени — одна из основных задач Росаккредитации.

С.В.Шипов, Руководитель Федеральной службы по аккредитации

По материалам открытых источников

Читать по теме: Этапы реформирования системы аккредитации в Российской Федерации