ГОСТ 2.0 на ИННОПРОМ-2016: стандарты делают технологии открытыми для рынка

19 августа 2016 г.

Главные новации закона о стандартизации в России и прогнозируемый эффект влияния на развитие промышленности и экономику страны стали темами пресс-конференции Руководителя Росстандарта Алексея Абрамова на ИННОПРОМ-2016. Среди главных вопросов обсуждения: кто отвечает за качество стандартов в России; новые возможности для продвижения бизнеса на внутреннем и международном рынках; случаи обязательности применения стандартов с 1 июля 2016 г.; об указании стандартов при описании объекта закупки в сфере госзакупок и др.

Приводим текст стенограммы и видеозапись мероприятия.

Уважаемые коллеги, мы начинаем пресс-конференцию Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексея Владимировича Абрамова на тему: «ГОСТ 2.0: НОВАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ДЕЙСТВИИ». С 1 июля произошла полная перезагрузка национальной системы стандартизации. Обсуждению новых правил в связи с вступлением в силу Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» посвящена сегодняшняя пресс-конференция. Мы поговорим о ключевых новациях закона и о том  эффекте, который он окажет  на развитие промышленности и экономику страны.

Алексей Владимирович, слово Вам. Первый вопрос: Зачем принят этот закон, более подробно об этом, что он даст бизнесу, скажется ли это положительно на промышленности нашей страны? 

- Добрый день, коллеги, сегодня есть возможность обсудить вместе с заинтересованным бизнес-сообществом новое законодательство о стандартизации, которое принято и уже действует. 1 июля 2016 г. новый закон вступил в силу - и одновременно вступили поправки в ряд других законодательных актов, связанных со стандартизацией.

В настоящий момент в целом подготовлена вся нормативно-правовая база, которая описывает инфраструктуру стандартизации, дает этот инструмент всем компаниям, которые умеют и готовы с ним работать. Человек, который не умеет играть на скрипке, не сможет отличить скрипку, которая сделана на заводе музыкальных инструментов, от скрипки Страдивари. Со стандартизацией примерно также.

Есть несколько уровней стандартизации, в которых может и должен участвовать тот бизнес, который серьезно ориентирован на развитие, на освоение и захват новых рынков

Со своей стороны, мы видели необходимость создания в России возможностей, той правовой базы, которая позволит нашим компаниям активно развиваться.

Долгое время, еще в период Советского Союза, у нас формировалась достаточно мощная национальная система стандартизации. Играя активную роль на международных площадках, мы были среди учредителей Международной организации по стандартизации – ИСО (ISO). Русский язык является официальным языком ИСО. В период 90-х годов мы утратили некоторые позиции в международных организациях по стандартизации, в какой-то степени растеряли инженерные компетенции в отдельных областях. Сегодня нам предстоит использовать накопленный в этой области опыт, привлекать значимые зарубежные технологии, учиться новому, использовать все возможности, для того чтобы двигаться вперед.

К сожалению, пока мы не можем говорить о серьёзных достижениях в области международной стандартизации. Россия участвует в работе ряда технических комитетов, есть эксперты, но ту самую «музыку» мы задаем в очень небольших объемах. Сейчас мы суммарно ведем всего лишь 11 технических секретариатов ИСО и МЭК. Если сравнить эти показатели с другими развивающимися странами, в том числе странами БРИКС, мы занимаем, наверное, наихудшие позиции, и предстоит очень многое сделать, для того чтобы продвинуться вперед. Наиболее показателен пример Китая, который сейчас активно вовлекает бизнес в эту работу: государство помогает бизнесу участвовать в международной стандартизации, создает необходимые условия для работы на национальном уровне.

Со своей стороны, мы стремимся к тому, чтобы и наши компании имели наиболее современные инструменты для продвижения своих технологий.

Кроме законодательной базы, мы создаем удобные сервисы для коллективной работы, коворкинга. Как раз в этот момент мы запускаем в промышленную эксплуатацию первую часть нашей глобальной информационной системы, которая будет описывать основные процессы деятельности Росстандарта. Среди приоритетов – развитие электронной разработки стандартов, чтобы у нас было как можно больше компаний, вовлеченных в деятельность технических комитетов. Все это вытекает в том числе из правовых норм, которые уже действуют с 1 июля.

Вот такое небольшое вступительное слово. Хотел бы, чтобы мы построили работу в формате «вопрос-ответ».

- Насколько наш бизнес готов к международным стандартам?

- Немного философский вопрос. Все по-разному относятся к инструментам стандартизации. Тот, кто умеет ими пользоваться, всегда будет активен, будет участвовать в работе технических комитетов - и, конечно, получать конкурентные преимущества. Это не лоббистская выгода, когда, к примеру, в стандарте содержится описание продукции, которое выделяет того или иного производителя. Речь о выгоде с точки зрения накопления и развития компетенции. Это очень сложный процесс.

Невозможно быть лидером во всем раз и навсегда, если ты не вкладываешь в развитие новых технологий. Стандарты позволяют делать эти технологии открытыми, позволяют транслировать новые лучшие практики - и расширять традиционные рынки продукции. В конечном счете, позволяют компаниям увеличивать объемы своих продаж.

К вопросу о том, насколько мы закрываемся или не закрываемся от зарубежных конкурентов. Мы очень активно внедряем у себя международные стандарты, и конкуренция на этих рынках продукции давно носит глобальный характер. Многие наши компании готовы работать по международным стандартам.

В каких-то случаях мы осознанно идем на временные шаги, которые дают возможность постепенного приближения наших производителей к международным стандартам - это работа ведется нами на условиях постоянного взаимодействия с бизнесом.

Мы не хотим какими-то неосторожными решениями обрушить наш бизнес. Но также не можем смотреть на то, что наши компании используют устаревшие технологии. Это процесс взаимной поддержки друг друга. 

- Подскажите, пожалуйста, есть ли сейчас предложения по стимулированию участия бизнеса в разработке стандартов, в том числе международных? 

- Мы уже не первый год занимаемся финансовой поддержкой в сфере разработки стандартов. Есть классическая схема, которая действует уже много лет – заказ определенных стандартов, их разработка и финансирование из государственного бюджета с принятием конкретных этапов работы.

В прошлом году мы ввели новый вид финансовой поддержки – так называемое субсидирование части затрат на разработку стандартов. Мы хотим поддержать компании, которые инвестируют свои собственные средства на разработку стандартов - не только национальных, но и международных. В прошлом году первые такие выплаты уже произведены, в этом году у нас субсидирование затрат разработчиков документов в области стандартизации продолжится.

В перспективе мы также рассматриваем возможность введения дополнительной субсидии на деятельность в территориальных секретариатов технических комитетах (далее – ТК) в ИСО и МЭК. Мы готовы помогать нашей промышленности, нашим предприятиям возмещать затраты  на ведение секретариатов ТК.

- Кто сейчас отвечает за разработку и качество стандартов? 

- Принято считать, что за качество стандартов отвечает Росстандарт и если есть претензии, вопросы транслируются мне и сотрудникам центрального аппарата: почему у нас нет таких-то стандартов или почему они не соответствуют тем или иным требованиям?.. Я считаю, что здесь мы должны делить ответственность с бизнесом. И бизнес должен принимать на себя эту ответственность все в большей мере, понимая, что вместе с этим приобретает глобальные макроэкономические выгоды в активном применении стандартов в своей деятельности. Могу анонсировать  результаты опроса, который мы проводили на своем сайте. Мы опросили компании, которые занимаются деятельностью в реальном секторе. 93% из опрошенных подтвердили, что так или иначе  используют в своем бизнесе различные стандарты - и российские, и международные. При этом 65% из числа опрошенных подтвердили, что в целом, скорее, удовлетворены состоянием системы стандартизации и ее качеством.

Надо понимать, что главное мерило качественности тех или иных документов, на которых бизнес строит свою работу, зависит от того, как они применяются.

Если они  работают на практике, к ним обращаются в работе не только производители, но и потребители, контролирующие органы, какие-то другие организации, мы понимаем, что это работающий инструмент, живой механизм. Мы готовы к выполнению задачи по развитию этого механизма. В этом смысле мы отвечаем за инфраструктуру, а за качество документов все-таки в большей степени должны отвечать предприниматели.

- Следующий вопрос - применение ГОСТов в госзакупках. Собственно говоря, отсюда вопрос, кто и как будет следить за соблюдением ГОСТов в госзакупках?

- Изменения, внесенные в законодательство о контрактной системе, вступили в силу и действуют с 1 июля. Речь идет о том, что в своей конкурсной документации для описания объекта закупки государственные заказчики, компании с государственным участием должны преимущественно использовать документы национальной системы стандартизации. С точки зрения эффективности расходования бюджетных средств на различные закупки стандарт должен выступить эталоном образцов, с которым должна сравниваться закупаемая продукция. Недопустимо расходовать средства на продукцию, которая не соответствует ГОСТу, поскольку она может не удовлетворить по своему качеству решаемые задачи. Или увлекаться закупкой каких-то эксклюзивных видов продукции со сверхтребованиями, которые нужны только для конкретных целей и закупок. В этом смысле стандарт позволяет найти необходимую «золотую середину».

Вы спросили, кто будет следить?

Наверное, прежде всего, сами заказчики должны взять на себя все риски, связанные с закупкой не по стандарту.

В каких-то случаях это может быть оправданным - если речь идет о совершенно уникальном оборудовании, необходимом в конкретной ситуации. В этом случае заказчик должен прямо написать это в документации. И аргументировать, почему в данной закупке не применим какой-то национальный стандарт. Может быть, такого стандарта еще нет, это тоже возможно.

Мы полагаем, что уже по факту проведения закупочных работ наши проверяющие структуры - и антимонопольная служба (ФАС России – прим. ред. gost.ru), и Счетная палата – могут проанализировать и сделать соответствующие выводы о том, насколько корректно или некорректно была проведена закупка, нужно или не нужно было применять конкретный стандарт в данной ситуации. Мы готовы в этой работе участвовать, помогать, обучать, рассказывать и, соответственно, содействовать в расширении практики применения стандартов в государственном секторе, в госзакупках в частности.

- Вопрос, предусмотрена ли ответственность за несоблюдение стандартов. Насколько она сейчас жесткая и планируется ли еще ужесточение в связи с вступлением закона?

По общему правилу стандарты в России являются добровольными, это, как мне кажется, - краеугольный камень всей системы стандартизации вообще. Во всем мире принято, что стандарты разрабатываются бизнесом - именно для того, чтобы использовать их не по принуждению, а из востребованности в реальной практике.

Есть отдельные случаи, когда стандарты являются обязательными и их несоблюдение влечет за собой ответственность. Прежде всего, это касается оборонно-промышленного комплекса, когда речь идет о требованиях к продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Кроме того, это сфера технического регулирования, когда стандарты поддерживают применение обязательных требований к продукции.

И, наконец, новые положения, прописанные в законодательстве, – нормативно-правовые ссылки на стандарты, когда в документах Правительства РФ, государственных регуляторов содержатся ссылки на конкретные стандарты. В этом случае требования  стандарта используются как основа нормативно-правового регулирования.

В остальных случаях предусмотрено добровольное применение стандартов.

Есть отдельный вопрос, связанный с информированием потребителей продукции, когда на разных товарах указывается соответствие этой продукции конкретным ГОСТам. Здесь мы за ужесточение контроля за ненадлежащим информированием, а порой и введением потребителя в заблуждение по поводу свойств товара. В частности, когда  указывается, что продукция полностью соответствует требованиям стандарта, а на самом деле (к примеру, при проверке в лабораторных условиях) выясняется, что нет никаких ключевых признаков, предусмотренных ГОСТом для данного вида продукции. В этой части мы готовы вместе с другими контролирующими органами проводить контрольные мероприятия и, возможно, обсуждать усиление санкций за обман потребителя.

- Вы говорили, что стандарты выпускаются для добровольного применения, но, по крайней мере, в Свердловской области есть тенденция, что необходимо вводить больше стандартов для обязательного применения, в частности, это пищевой, потребительский рынок. Сейчас муссируется эта тема, что раньше была продукция по ГОСТам более качественная, а сейчас доктрина государства такова, что продукция должна быть безопасной, а качество уже отдано на откуп бизнесу. Хотелось бы понимать, будут ли какие-то движения в сторону расширения стандартов для обязательного применения 

- Я  бы не стал подробно уходить в дискуссию по качеству пищевой продукции, это сфера компетенции и полномочий уполномоченного органа – Роспотребнадзора – и коллеги проводят работу в этом направлении. Возможность использования стандартов в отечественной регуляторной практике есть, и это совершенно нормальная практика во всех странах мира. Если регулятор признает необходимым использование конкретного стандарта для поддержания определенного уровня безопасности, качества на рынке той или иной продукции, мы готовы взаимодействовать, в том числе предоставлять необходимые документы, методическую, а порой и лабораторную базу для выполнения необходимую исследований, контрольных мероприятий. Поэтому здесь проблем нет, законодательство это сегодня позволяет. Я уже говорил о ссылках на стандарты в нормативно-правовых актах – это и есть инструмент использования стандартов в реализации конкретного направления государственной политики.

- Относительно сертификатов качества, которые становится гораздо сложнее получить. Как планируется бороться, так скажем, с «липовыми» сертификатами качества?

Бороться с этим явлением необходимо в системе государственных органов, которые за это отвечают: Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба по аккредитации, другие контрольно-надзорные структуры, осуществляющие контроль за продукцией на рынке. Есть этап дорыночного контроля, когда через применение инструментов сертификации, декларирования есть возможность ограничить появление на рынке небезопасной, некачественной продукции. Точно так же необходимо контролировать продукцию, которая уже находится в обращении на рынке. Частично решение этой проблемы мы видим в развитии национальной системы сертификации. Это рабочее название нового документа, который мы в настоящий момент разрабатываем. Система сертификации ГОСТ Р существует несколько лет уже и во многом уже устарела, требуя модернизации. Мы предполагаем ее обновление, чтобы дать возможность работать в этой системе государственным структурам, в частности подведомственным Росстандарту центрам стандартизации и метрологии. Думаю, что возможность участия в этой системе также получат другие уполномоченные органы по сертификации, которые пройдут необходимую переквалификацию и докажут качество своей работы.

За рубежом известны организации с многолетним и даже с вековым опытом работы на рынке услуг по сертификации. Мы должны предпринять усилия, чтобы постараться создать такого оператора в России.

Речь идет о создании на российском рынке услуг испытаний и сертификации  оператора с хорошей репутацией, готового выполнять все необходимые процедуры и отвечать за результаты выполненных работ.

Мощный игрок в России станет конкурентоспособным и на международном рынке.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!