Российский уголь у китайских границ

15 декабря 2021 г.
15.12.2021 Тимур Франк, председатель совета директоров угольного разреза «Кузнецкий Южный»

Закрытие сухопутных погранпереходов с Китаем из-за ужесточения мер против COVID-19 ощутимо снижает прибыль экспортеров угля.
Закрытие двух основных маршрутов железнодорожного экспорта в Китай из трех из-за ужесточения мер против пандемии COVID-19 - это ощутимая потеря прибыли для экспортеров, поскольку цены на российский уголь на основе DAP (условия поставки, при которых покупателю передается продукция, готовая к выгрузке в назначенном пункте и выпущенная таможней) выше, чем на основе FOB (условия поставки, при которых продукция передается покупателю на борту судна после оформления таможенных процедур). В начале декабря поставщики из России удержали цены на энергетический уголь при железнодорожных отгрузках в Китай. В частности, котировки продукции высококалорийного топлива (Q6000) сохранились в пределах 130 $/т DAP. В пересчете на базис FCA - до 80$/т, что на 15% больше средней цены по рынку. Поэтому отправители, чьи объемы в большей степени зависели от сухопутных восточных направлений, действительно несут серьезные убытки. Вместе с тем, поставкам угля через Гродеково и Забайкальск и до введения ограничительных мер уже мешало большое количество брошенных поездов, скопившихся на подходах к пунктам назначения еще до запрета РЖД. Однако приостановка импорта через Гродеково и Забайкальск оказывает лишь ограниченное влияние на поставки угля в Китай, поскольку объемы импорта энергетического угля через пограничные переходы меньше, чем из прибрежных портов в южных и восточных регионах. Экспорт российского угля через все пограничные переходы в Китай снизился на 11% в годовом исчислении до 5,9 млн т в январе-октябре, что составило около 6% от общего экспорта российского угля на восток. Помимо Гродеково и Забайкальска, погранпереход Камышовая-Хуньчунь обрабатывает железнодорожные грузы угля на экспорт в Китай. Привело ли закрытие погранпереходов к возрастанию нагрузки на порты Дальнего Востока? На мой взгляд, сами восточные порты, в большей степени, готовы к увеличению перевалки. Участники рынка не наблюдают изменений сроков погрузки угля в портах. По имеющейся информации, при значительном росте железнодорожных отгрузок в 4 квартале остатки на складах морских угольных портов не имеют существенного прироста, то есть трудностей, связанных с привлечением фрахта и погрузкой лодок порты не испытывают. Но поскольку восточное направление сети РЖД всегда испытывает перегруженность из-за дефицита пропускной способности, закрытие сухопутных погранпереходов только усугубило доставку до станций назначения, примыкающих к портам. Сложности перераспределения потоков с закрытых погранпереходов в другие направления для бизнеса связаны с несоответствием возможностей у грузоотправителей и возможностей перевозчика по железнодорожной сети. Наибольшую вероятность понести наименьшие потери имеют грузоотправители, расположенные на восточном полигоне. В ближайшей перспективе производители рассчитывают на скорейшее возобновление грузопотоков через сухопутные погранпереходы. Справка: Разрез «Кузнецкий Южный» расположен на юге Кузбасса в Новокузнецкой агломерации. Запасы месторождения оцениваются в 280 млн. тонн угля маркиТ и ТС. Компания добывает уголь марки Т, с высокой калорийностью и низкой зольностью. Он используется в металлургии, энергетике, производстве цемента и углехимии. География поставок – страны ЕС, Турция и страны АТР. В 2022 году разрез выйдет на мощность добычи в 3 млн тонн. Фото: стоп-кадр видеозаписи с заседания компании «Кузнецкий Южный»

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!