Верфи Крыма приступают к боевому кораблестроению

11 мая 2016 г.

На судостроительном заводе «Море», находящемся недалеко от Феодосии, состоялась закладка малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800.

Это первый военный корабль для Черноморского флота России, который будет строиться в Крыму. По своим характеристикам корабли проекта 22800 «Каракурт», невзирая на малые размеры, считаются одними из самых мощных в своем классе.

Первые два корабля этого проекта сейчас строят на санкт-петербургском судостроительном заводе «Пелла». Они будут служить на Балтике и Северном флоте. А для Черноморского флота такие корабли станут строить в Феодосии. Впрочем, с учетом складывающейся ситуации и те корабли, что строят на Балтике, скорее всего, уйдут на Черноморский флот.

МРК проекта 22800 имеют водоизмещение 800 т, способны развивать скорость около 30 узлов и автономно выполнять боевые задачи на расстоянии 3 тыс. миль от базы. Среди преимуществ – высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям «стелс». Шесть патрульных кораблей проекта 22160 получит ЧФ России.

Вооружение достаточно мощное. Оно включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи, радиоэлектронной борьбы. Основу ударного вооружения составляют восемь вертикальных пусковых установок УКСК 3С14, предназначенных для хранения, транспортировки и запуска ракет семейств «Калибр» и «Оникс».

Крылатые ракеты большой дальности «Калибр-НК» уже успели доказать свою эффективность в поражении удаленных наземных целей. А вот сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Оникс» хоть и имеют дальность до 500 км, но способны вывести из строя даже авианосец.

Каждый корабль будет иметь 100-миллиметровую универсальную автоматическую артустановку, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-М» или «Пальма». Длина корабля – 60 м, ширина – 9 м, осадка – 4 м.

Приказом главнокомандующего ВМФ, адмирала Владимира Королева кораблю, заложенному в Феодосии, присвоено имя «Шторм». Кстати, те МРК, что строят на Балтике, тоже имеют грозные названия – «Тайфун» и «Ураган».

В церемонии закладки приняли участие министр промышленности и торговли Денис Мантуров, командующий Черноморским флотом, адмирал Александр Витко, глава Крыма Сергей Аксенов, полпред президента в КФО Олег Белавенцев, другие официальные лица и сотни заводчан.

Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Максим Кочетков, также присутствовавший при закладке, сказал, что это событие является практическим свидетельством интеграции судостроительных предприятий Крыма в структуру судостроительной отрасли России.

Он отметил, что предпринятые в 2015 году усилия по выстраиванию кооперации крымских предприятий с предприятиями и организациями судостроительной отрасли, в том числе с интегрированными структурами, дали хорошие результаты.

В этом году ожидается существенное увеличение загрузки судостроительных мощностей Крыма. И в этом смысле, по словам Максима Кочеткова, закладка на заводе «Море» перспективного ракетного корабля с мощным вооружением для Черноморского флота, первая на крымских верфях, событие для судостроителей знаковое.

Уже есть планы строительства на том же «Море» морского водолазного катера А-160, а также многофункционального аварийно-спасательного судна на заводе «Залив».

Дальнейшую работу по поддержке предприятий Крыма в Минпромторге видят в продвижении их продукции на внутреннем и внешнем рынках и содействии возвращению туда квалифицированных кадров.

Судостроительный завод «Море», расположенный на восточном побережье Феодосийского залива, в советское время был известен строительством скоростных боевых кораблей и гражданских судов на подводных крыльях и мощных десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубр».

Здесь было построено несколько сот пассажирских судов на подводных крыльях проектов «Ракета», «Комета», «Восход-2», «Циклон», «Олимпия».

После развала СССР, когда Крым находился в составе Украины, из заводского оборудования выжимали, можно сказать, все соки, ничуть не заботясь о его модернизации. Итогом стал печальный случай. В 2009 году Киев в нарушение авторских прав на проект единолично, без участия России, подписал с КНР контракт на постройку в Феодосии нескольких «Зубров» с последующей передачей их Китаю и продажу всей технической документации на эти корабли на воздушной подушке. В 2012 году с трудом удалось построить и отправить заказчику один корабль.

А при строительстве второго из-за полного износа оборудования уже почти готовый «Зубр» упал со стапелей и был сильно поврежден. При этом погибли двое рабочих. В полном объеме контракт Киеву выполнить так и не удалось.

После вхождения Крыма в состав России началась масштабная модернизация завода. Закладка малого ракетного катера проекта 22800 свидетельствует о том, что модернизация идет успешно. Ведь МРК типа «Каракурт» относятся к самым современным высокотехнологичным изделиям.

А 8 мая на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась торжественная церемония закладки четвертого патрульного корабля проекта 22160. Корабль получил имя «Сергей Котов» в честь черноморского катерника, Героя Советского Союза Сергея Николаевича Котова.

Всего в Зеленодольске планируется построить шесть кораблей этого проекта, и они войдут в состав Черноморского флота.

Так что усиление ЧФ способствует динамичному развитию судостроительной промышленности всей России, в том числе и той, что находится в Крыму.

// Российская газета

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!