«Уголь России и Майнинг»: особенности нового рынка

09 июня 2016 г.

Континент Сибирь - В минувший вторник, 7 июня, в Новокузнецке начала работу XXIII международная специализированная выставка «Уголь России и Майнинг». Одно из главных экономических событий для всей угольной отрасли наглядно продемонстрировало особенности работы компаний в новых экономических реалиях. Участники сетуют: угольную отрасль в последние три-четыре года лихорадит, соответственно, крайне нестабилен и бизнес машиностроителей. Чтобы сократить падение продаж, поставщики горно-шахтного оборудования ищут компромиссы с потребителем.

По данным организаторов, текущая выставка возросла в масштабах на 15% по сравнению с прошлым годом. Так, площадь экспозиции составила порядка 40 тыс. кв. м. В Кемеровскую область приехали представители 526 российских и зарубежных компаний из 25 стран, в том числе Германии, Австрии, Великобритании, Польши, Китая. Впервые экспонентами стали Израиль и Южная Корея. Тем не менее некоторые крупные компании участие в мероприятии не приняли. Например, свои разработки не представили лидеры кузбасского машиностроения — «Юрмаш» и «Анжеромаш», мировой лидер Caterpillar, производители коммерческой техники SCANIA и VOLVO. Сократилось и количество компаний Британской ассоциации производителей горного оборудования (АВМЕС). Как сообщила «КС» генеральный директор АВМЕС Джейн Исаакс, это связано со сложностью торговых отношений. «В Ассоциацию входят 37 компаний, год назад в Новокузнецке были представлены десять из них, теперь только шесть, — сказала она. — На нашем бизнесе негативно сказались санкции на импорт зарубежной техники со стороны России. Местные компании буквально заставляют покупать у местных производителей», — добавила Исаакс.

По ее мнению, вопреки данным организаторов, в текущем году выставка собрала «гораздо меньше посетителей, а также компаний-экспонентов».

Коммерческий директор «Сибэлектро» (Новокузнецк) Павел Бродеско также считает, что интерес к продукции российских и кузбасских машиностроителей возрос вследствие введенных санкций. «Ситуация вынуждает угольщиков работать с местными производителями», — уверен он. Говоря об особенностях ведения бизнеса последнего времени, он отметил, что увеличились запросы на ремонты импортного оборудования, а также стали поступать заказы на изготовление зарубежных аналогов. Главной проблемой для машиностроителей, по мнению собеседника «КС», сегодня является неплатежеспособность клиентов. «Потребитель хочет иметь длинный коммерческий кредит, а у машиностроителей оборотных средств немного, банковская сфера нас не поддерживает. Пытаемся выживать», — заключил Павел Бродеско.

Начальник отдела маркетинговых исследований и анализа рынка управления маркетинга МАЗ Максим Антончук также считает, что введение эмбарго способствовало росту интереса к технике производства СНГ. «Спрос на коммерческую технику, в том числе и на технику МАЗ в целом по стране сократился, — сообщил собеседник «КС». — За прошлый год он упал на 50%, для МАЗа — на 55%. Однако если три года назад доля МАЗа составляла 2–3%, то в ближайшее время она может достигнуть 10%», — сказал он.

Представители как российских, так и иностранных компаний в разговоре с «КС» говорили, что в последние три-четыре года рынок сильно «просел». В большей степени сократились продажи оборудования для подземной добычи вследствие сокращения количества шахт.

В компании JOY Global считают, что уменьшение числа шахт клиентов, безусловно, оказывает влияние на бизнес. «Компании JOY пришлось сократить количество своих заводов в мире. На протяжении последних четырех лет объем наших заказов сократился, оборот снизился примерно на 30%», — сказали представители JOY.

Руководитель кемеровского филиала компании «Либхерр-Русланд» Евгений Великих обратил внимание на тот факт, что в последние два-три года компания активно развивает новые направления бизнеса. «Мы пытаемся сдавать технику в аренду, ввели лизинговые схемы, даем отсрочки, рассрочки, уменьшаем авансы либо вообще их исключаем, — рассказал он об особенностях работы. — За последние три года падение продаж в нашей компании составило 10–15%», — заключил господин Великих.

В украинской компании CORUM также говорят о снижении продаж, однако отмечают, что такая тенденция характерна не для всех сегментов. «Доля покупки новой техники для подземной добычи действительно сокращается, при этом доля запасных частей, сервиса и ремонта — увеличивается. Если говорить об открытой добыче, то спрос на новую технику стабилен, а спрос на запасные части даже незначительно увеличивается», — отметил директор по маркетингу CORUM GROUP Андрей Литвиненко.

В ходе форума активно обсуждались и проблемы угольной промышленности. По мнению заместителя губернатора Кемеровской области по угольной промышленности Александра Данильченко, «рынок угля непредсказуем». Тем не менее сегодня есть повод для оптимизма. Вице-губернатор сообщил «КС», что во II и III кварталах цены на уголь будут расти. «Рост цен на коксующийся уголь связан с резким ростом цен на чугун, который произошел в конце 2015-го — в I квартале 2016 года», — сказал он.

Господин Данильченко также подчеркнул, что до сих пор остается не решенным вопрос железнодорожных тарифов. Таким образом, после апрельского совещания правительства с участием Дмитрия Медведева в Новокузнецке мало что изменилось. По словам вице-губернатора, сегодня транспортная составляющая может достигать до 70% в конечной стоимости угля, что может привести к потере около 30% предприятий. Александр Данильченко рассказал и о новых инициативах администрации региона. «Сегодня наиболее интересным экспортным направлением является восток, но проехать на восток все угольщики Кузбасса не могут, поскольку есть ограничения по пропускной способности. Один из вариантов, которые обсуждаются, — получение скидки в направлении на запад», — отметил он.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!