Экономический феномен «КАРАКАНА»

29 августа 2016 г.
Монависта - По результатам соревнований шахтерских коллективов Кузбасса за первое полугодие 2016 года, лучшим директором предприятия с открытой добычей угля стал руководитель разреза «Караканский-Западный» Александр Анохин. А ранее группа компаний «КАРАКАН ИНВЕСТ» была награждена как лидер в номинации «Антикризисное направление» областного рейтинга угледобывающих предприятий Кузбасса.

Председатель совета директоров ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ» Георгий Краснянский рассказал о главных составляющих успешной работы компании. В 2015 году разрез «Караканский-Западный» (ЗАО «Шахта Беловская») вышел на проектную мощность в 4 млн тонн угля. Не сбавляет темпы предприятие и в этом году. Как сообщил Георгий Краснянский, за период январь-август–2016 было добыто 2 млн 621 тыс. тонн угля. Ожидаемый объем добычи за год – 4 млн 150 тыс. тонн.

Три столпа эффективности

Производительность труда на разрезе вплотную подошла к мировому уровню. «По году мы выходим на 7,5 тыс. тонн на рабочего, это практически средний уровень в Европе, – говорит Георгий Леонидович. – Именно за счет производительности труда мы увеличиваем эффективность производства – это позволяет поддерживать себестоимость в течение пяти лет на одном уровне, и как бы это парадоксально ни звучало, снижать её. Сегодня себестоимость нашего угля на 8-10% ниже, чем в базовом 2011-м. При том, что дефляторы выросли за это время на 50%, а дефляторы промышлен- ности – на 25%. Это один из основных факторов эффективности».

Импортозамещение, о котором все говорят, на предприятии реально работает, раскрывает ещё один секрет Георгий Краснянский. Так, только заменив гидравлические экскаваторы KOMATSU на электрические ЭШ 1350 (полностью переоснащённые), разрез снизил себестоимость экскавации с 25 руб. за куб до 14-15. Соотношение роста производительности труда к заработной плате на «Караканском-Западном» – 1 к 2. На 27% прироста зарплаты за последние 5 лет – 47% прироста производительности. Квалифицированный персонал – третий столп, на котором держится эффективность компании, говорит Георгий Краснянский. Труд рабочих на разрезе стараются стимулировать системой премирования по результатам производственного соревнования, внедренного на предприятии в 2013 году.

В мировом тренде

Караканский уголь остаётся первым в области не только по низкой себестоимости, но и по качеству. «Предприятие работает без обогатительной фабрики, тем не менее, зольность добываемого угля у нас самая низкая в Кузбассе, – говорит Краснянский. – Мы стараемся по всей технологической цепочке – от забоя до вагона – поддерживать это высокое качество, данное нам не только природой, но и отработанной технологией селективной выемки угля. Все прослойки у нас уходят в отвалы. Это ювелирная работа наших экскаваторщиков».

Весь добытый на разрезе уголь законтрактован на год вперёд. 1 млн тонн «чёрного золота» с «Караканского-Западного» по-прежнему уходит самовывозом, 1 млн тонн – на российские электростанции, до 1,5 млн тонн отправляются на экспорт в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Европа, и в частности, Польша, остаётся стратегическим рынком, отмечает Георгий Леонидович: поляки высоко ценят беловский сортовой уголь. В текущем году «КАРАКАН ИНВЕСТ» продолжает перераспределять объемы поставок в пользу сортового угля, увеличив их со 100 тыс. тонн до 400. На поддержание и ремонт автодорог общего пользования компания потратила 175 млн руб.

Продолжается строительство собственной железнодорожной ветки: затраты на проект уже составили около 300 млн руб. Цены на уголь на мировом рынке в последнее время имеют тенденцию к увеличению, отмечает Председатель совета директоров ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ», заслуженный экономист России, доктор экономических наук Г. Л. Краснянский. «Надеюсь, они будут все более и более возвращаться к своему нормальному уровню. Ситуация будет улучшаться, и это видно. Если в прошлом году в целом по отрасли было 83 млрд руб. убытков, то консолидированная прибыль российских угольных компаний в этом году ожидается в 80 млрд. Песочные часы переворачиваются». Пока добыча в 4 млн тонн остаётся экономически обоснованной для предприятия, говорит Георгий Леонидович. В перспективе с появлением железной дороги и за счёт разработки новых участков производительность разреза может увеличиться до 6-10 млн тонн. При сегодняшних темпах добычи предприятие обеспечено работой на 21 год вперёд – это хороший экономический горизонт для угольного разреза, резюмирует Георгий Краснянский.

Ольга СМИРНОВА

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!