Угледобывающие холдинги планируют увеличить погрузку в дальневосточные порты

10 сентября 2017 г.
Gudok.ru - Координация усилий ОАО «РЖД» и угледобывающих компаний страны с учетом прогнозируемого роста экспорта российского угля стала главной темой сессии «Уголь и логистика: экспортный потенциал», состоявшейся на площадке Восточного экономического форума.

Участники сессии, среди которых был директор ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности – генеральный директор ЦФТО Алексей Шило, а также представители крупных грузоотправителей, отметили, что высокий спрос на уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона является драйвером роста для угледобывающих компаний. При этом 44% участников рынка планируют нарастить объемы производства твердого топлива, а 69% намерены увеличить объемы поставок в Китай. За последние несколько лет произошло перераспределение потоков угольных перевозок. Если в 2009 году на дальневосточное направление приходилось 46% совокупных транспортировок угольной продукции, то в 2016-м эта доля выросла до 60%. В то же время, как отмечают участники рынка, рост поставок напрямую зависит от развития железнодорожной инфраструктуры. Как подчеркнул генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь», входящего в холдинг «Сибирский Деловой Союз», Геннадий Алексеев, для всех конкурентов в угольной промышленности главным ограничением является инфраструктура. «Когда промышленность начинает рассматривать инвестпроект, встает главный вопрос: как доставлять продукт от места производства до потребителя? Этот фактор неопределенности – смогут ли железнодорожные операторы взять дополнительный груз – сдерживает развитие инвестпроектов. Могу смело заявить, что ОАО «РЖД» является главным достоянием России. Железную дорогу нельзя впихнуть в рыночные отношения, так как она сама является основой экономики как для страны, так и для бизнеса в частности», – отметил Геннадий Алексеев. В настоящее время холдинг «СДС-Уголь», объем добычи которого составляет около 30 млн тонн в год, рассматривает возможность постройки собственного порта на Дальнем Востоке. Транспортировка угля к портовым терминалам по железной дороге должна быть просчитана с учетом увеличения пропускной способности Восточного полигона. Другой крупный грузоотправитель - СУЭК - также инвестирует в портовые мощности и возводит терминал в бухте Мучка близ порта Ванино. По прогнозам заместителя гендиректора – директора по логистике АО «СУЭК» Дениса Илатовского, в 2017 году терминал перевалит 21 млн тонн угля. На это дает надежду рекордный показатель перевалки, достигнутый в марте этого года – 2 млн тонн. Перспективные прогнозы компании предусматривают перевалку до 30 млн тонн ежегодно. Мощности порта могут обеспечить такой объем: суточная обработка вагонов может достигать 1400 единиц, накопительная возможность – 1600 вагонов. УК «Колмар» также построит отгрузочный терминал близ Ванино (оператор – «Ванино–Трансуголь») для перевалки коксующих углей премиального класса. Первую очередь комплекса, рассчитанного на ежегодную перевалку 12 млн тонн, планируется ввести через два года. К 2023 году предполагается фактически удвоить мощности порта. Компания «Колмар» ведет добычу на юге Якутии. «Нас пугали, что из Южной Якутии мы не сможем вывезти продукцию при отсутствии инфраструктуры. Но мы рискнули. Время показало, что не ошиблись: уголь вывозится, железная дорога берет объемы, государство поддерживает», – отметил генеральный директор ООО «Управляющая компания «Колмар» Сергей Цивилев. В настоящее время компания завершает строительство второй обогатительной фабрики на комплексе «Инаглинский», которая начнет работу в марте 2018 года. Мощность предприятия – 6 млн тонн в год. «Колмар» построит еще одну обогатительную фабрику, способную выпускать 12 млн тонн концентрата ежегодно и три шахты. Компания за счет открытия новых производств планирует увеличить ежегодный выпуск коксующегося угля до 20 млн тонн. Долгосрочные инвестиции угольных компаний основаны на четкой и своевременной реализации программы ОАО «Российские железные дороги» по модернизации БАМа и Траннсиба. Как отметил в рамках дискуссии «Уголь и логистика: экспортный потенциал» директор ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности – генеральный директор ЦФТО Алексей Шило, объемы перевозок, которые планировалось достичь к 2020 году, будут достигнуты уже в 2019 году. Поэтому холдинг ставит задачу строителям максимально ускорить завершение первого этапа модернизации инфраструктуры Восточного полигона. По словам Дениса Илатовского, пропускная способность подходов к Ванинскому транспортному узлу с учетом развития действующих и появления новых терминалов должна составлять порядка 80 млн тонн. Но по итогам первого этапа программы Восточного полигона она будет почти вдвое ниже. Поэтому угледобывающая промышленность обратилась с предложением утвердить дальнейшую модернизацию Восточного полигона с обязательной электрификацией участка Комсомольск – Ванино и строительством вторых путей на однопутных участках. Предложение ускорить работы по увеличению пропускной способности железной дороги на Дальнем Востоке поддержал и генеральный директор ООО «Управляющая компания «Колмар» Сергей Цивилев. Алексей Шило подтвердил намерения ОАО «РЖД» как можно раньше перейти ко второму этапу модернизации БАМа и Транссиба. По его словам, в настоящее время активно прорабатываются различные варианты. Среди основных мероприятий – электрификация участка Комсомольск – Советская Гавань, которая позволит обеспечить необходимую пропускную способность на данном направлении. Планируется, что программа второго этапа развития Восточного полигона будет готова в первом полугодии 2018 года. Ирина Таранец

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!