Взаимное машиностроение

29 сентября 2017 г.

Взаимное машиностроение

Авант-Партнер – Международная кооперация в кузбасском машиностроении налаживается уже не один год. Однако сегодня оно приобретает особое значение для развития отрасли в регионе. Ведь без обмена технологиями, изучения зарубежного опыта невозможно привести качество своей продукции к высоким мировым стандартам и, тем более, создать оборудование с уникальными характеристиками.
Опыт прошлых лет

Наиболее известными проектами с участием иностранного капитала в Кузбассе являются совместные производства ХК «СДС-Маш» и белорусских заводов. В 2010 году «Кузбасская вагоностроительная компания» (Кемерово, КВСК, входит в АО «Алтайвагон» холдинга «СДС-Маш») освоила выпуск кузовов БелАЗ-75131 грузоподъёмностью 130 тонн для перевозки угля на разрезах и платформы БелАЗ-75306 грузоподъёмностью 220 тонн для вывоза вскрышных пород. Во втором полугодии 2011 года КВСК запустила производство новых моделей платформ грузоподъёмностью также 130 и 220 тонн с наращенными бортами, а в ноябре того же года начала производство платформы самосвала БелАЗ (модель кузова 75600) грузоподъёмностью 320 тонн. В целом предприятие вышло тогда на производственную мощность 120 кузовов в год. На базе ООО «Подземтрансмаш» было открыто производство 90-тонных БелАЗов. СДС также подключил к проекту прокопьевский «Электропром» и КВСК. В 2012 году по инициативе холдинга на вагоноремонтном предприятии в Прокопьевске было налажено сборочное производство трамвайных вагонов на базе муниципальных трамвайно-транспортных предприятий с использованием нового кузова производства ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь). Стоимость новых трамваев оказалась для региона на треть ниже рыночной (тогда такую технику у белорусов покупали за 11-12 млн рублей, а собранные в регионе трамваи обходились в 8,5 млн рублей). Всего было выпущено несколько десятков вагонов. Стоит отметить, что далеко не все совместные проекты завершились благополучно. Так, самой неудачной отраслью с привлечением иностранных компаньонов для Кемеровской области стало автомобилестроение. Первые попытки на этом поприще принимались еще в конце 90-х годов, когда в Анжеро-Судженске запускался автомобилестроительный завод – ОАО «Автос». Как рассказал «А-П» генератор идеи, экс-руководитель «Анжеромаша» Виктор Ившин, изначально планировалось наладить на предприятии сборку джипов из южнокорейских комплектующих, но из-за нескольких факторов, в том числе изменения российского законодательства, пришлось ориентироваться на отечественного производителя, в частности ГАЗ и УАЗ. Производство анжерских джипов, оригинальной разработки из Санкт-Петербурга,  продлилось недолго – с 1999 по 2001 год. За это время «Автос» произвел порядка 20 внедорожников. В 2010 году регион вновь повторяет попытку встать на колеса. В Ленинск-Кузнецком районе в деревне Драченино компания «МаррТЭК» построила завод «Кузбассавто», который в сотрудничестве с компанией Hyundai наладил сборку автобусов и грузовых автомобилей. Инвестиции составили 350 млн рублей. На предприятии было трудоустроено 140 человек. Оно проработало до 2014 года. В мае 2015 года на заводе было введено внешнее управление, которое предусматривало возобновление сборки автобусов и грузовиков Hyundai, однако, план внешнего управления провалился, и в июне 2016 года «КузбассАвто» было признано банкротом. Совместное партнёрство сегодня

В качестве одного из примеров сотрудничества кузбасского предприятия с иностранной компанией является проект по производству комплектующих для экскаваторов, реализованный совместными усилиями «Кемеровхиммаша» – филиала АО «Алтайвагон» и американской компании P&H. Слаженная совместная работа позволила наладить производство ряда комплектующих для карьерной выемочно-погрузочной техники. Кроме того, в этом году по такому же пути пошла компания Liebherr. Напомним, что в июле ХК СДС презентовала на разрезе «Черниговец» первый в России карьерный самосвал Liebherr Т264 грузоподъёмностью 220 тонн. Помимо технических характеристик, отличительной чертой этой машины было то, что её кузов был изготовлен на кемеровском заводе. Ранее, в июне 2017 года, в рамках соглашения между администрацией Кемеровской области, компаниями Liebherr и ХК СДС было заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, в рамках которого в Кузбассе был открыт Ремонтно-Складской комплекс для обслуживания парка машин и механизмов Liebherr. Также в рамках соглашения оговаривалась поставка самосвалов Liebherr компании СДС и сотрудничество по совместному производству на заводе «Кемеровохиммаш». «Цель этого соглашения – не просто создание базы для ремонта техники и модернизация, а локализация производства отдельных компонентов для техники Liebherr на предприятиях Кузбасса», – подчеркнул начальник областного департамента угольной промышленности Олег Токарев. «Кемеровохиммаш» в сотрудничестве с Liebherr приступил к выпуску кузовов самосвалов и ковшей фронтальных погрузчиков в марте этого года. По словам Токарева, для изготовления заказа кузбасские машиностроители разработали технологии, которые позволили производить сборку, сварку и контроль качества изготовления деталей в соответствии с требованиями конструкторской документации ведущего мирового производителя горной техники. «До конца 2018 года на кемеровском заводе выпустят 10 кузовов, как у этого самосвала, и 15 ковшей на карьерные экскаваторы и погрузчики производства компании Liebherr. Все это будет работать на угольных предприятиях региона», – сказал он. Руководитель филиала ООО «Либхерр-Русланд» Евгений Великих сообщил «А-П», что по сотрудничеству с холдингом СДС у компании большие планы. Только в этом году будет поставлено ещё четыре таких самосвала, а в следующем – порядка 15-20 единиц техники. Новым для региона стал проект разработки и строительства дизелевоза, успешно реализованный в кооперации ООО «НПО Антрацит» с европейскими производителями. Как сообщил директор этой компании  Виктор Реутов, разработка оборудования началась два года назад. За это время был создан почти полностью локальный (за исключением двигателя и гидромоторов) аналог импортной машины по качеству не уступающий, а в некоторых моментах даже превышающий свой прототип. В настоящее время техника проходит последнюю стадию сертификации и в скором времени выйдет на рынок. «Это наш первый успешный проект, который будет выпускаться под маркой немецкого производителя. Мы получили опыт и сейчас, с его, а также с учетом местных особенностей добычи, разрабатываем новую версию легкого дизелевоза, который будет выпускаться уже под российским брендом», – рассказал Виктор Реутов. Большой опыт работы с импортными производителями имеет киселевский завод «ОМТ». В настоящее время предприятие совместно с иностранными компаниями занимается проектированием и изготовлением тяжёлых конвейеров для Российской компании – производителя удобрений. Перспективным проектом является роботизированный комплекс для отработки мощных крутых пластов («шагающая крепь»), в разработке которого участвуют компании Индии (в том числе технический университет в Западной Бенгалии, в самом угольном регионе Индии), Белоруссии, Грузии (подробнее в материале ««Пятый» элемент машиностроения Кузбасса»). Предпосылки и тенденции

Как рассказали в департаменте промышленности Кемеровской области, сегодня проекты с привлечением иностранного капитала характеризуются несколько ограниченной распространённостью в Кузбассе. «В то же время необходимо отметить, что иностранные компании-производители машиностроительной продукции последовательно двигаются в направлении расширения спектра предлагаемых услуг потребителям на территории региона с последующей частичной локализацией производств отдельного ряда компонентов. Особенно это справедливо в отношении компаний-производителей горно-шахтного оборудования. Так, компания Liebherr торжественно представила сервисный центр, который в настоящее время построен и интенсивно оснащается. Аналогичные намерения имеют компании Cummins и Komatsu», – пояснил представитель департамента. Напомним, что не ранее конца 2018 года компания Caterpillar планирует открытие в Беловском районе сервисного центра, офиса и центрального склада запасных частей для Кузбасса. Как отмечают в департаменте, стремление разместить свои сервисные подразделения ближе к потребителю конечной продукции является в целом обычной практикой, характерной для крупных клиентоориентированных компаний. Более тесное вовлечение угольных предприятий региона в глобальный производственный контур стало одной из причин установления тренда среди зарубежных компаний строить предприятия в Кузбассе. «Важной чертой современного бизнеса является то, что он склонен кооперироваться по всему миру для реализации перспективных проектов. В этой связи, конечно, стоит отметить важную роль современных средств коммуникации и обмена информацией. И машиностроители Кемеровской области, конечно же, не исключение. Мы можем констатировать наличие возросшего взаимного интереса среди представителей созидательной бизнес среды по обе стороны границы», – отметили в областном департаменте промышленности. О взаимности интересов говорят и сами производители. В первую очередь, от участия  в таких проектах кузбасские машиностроители приобретают бесценный опыт работы с современными зарубежными технологиями. «Для них (зарубежных компаний, – ред.) – снижение затрат в изготовлении, политические заявлении об участии в программе импортозамещения. Для нас – знакомство со стандартами качества иностранных компаний, которые включают не только качество изготовления, но и качество покраски, внешнего вида и упаковки. Товар должен быть показан лицом. Это существенно отличается от понимания в остальной российской машиностроительной отрасли, особенно в подземной», – пояснил представитель компании «ОМТ». Характерно, что обмен опытом и технологиями происходит двухсторонне, и кузбасские компании также делятся своими наработками с импортными производителями, а те, в свою очередь, проявляют к ним интерес, что делает честь местному машиностроению. «Мы имеем большой конструкторско-разработческий потенциал, который был оценен в нескольких проектах с иностранными компаниями, и мы готовы использовать его в совместной работе», – добавил собеседник «А-П» от киселевского завода. При этом он отметил, что в последнее время происходит затишье по работе с иностранными компаниями. «Скорее всего из-за конъюнктуры рынка – необходимость загружать собственное производство (если конечно оно есть) и не совсем понятная ситуация с налогами, в частности НДС: контракт с иностранной компанией, а экспорта за рубеж нет, соответственно нет возврата НДС, что существенно повышает цену», – рассказал он. Кроме того, некоторые местные производители предпочитают не называть имена своих иностранных партнёров, особенно с Украины, опасаясь негативных последствий для тех в родной стране. Таковы современные внешнеполитические условия. Между тем в департаменте промышленности Кемеровской области отмечают, что бизнес, основанный на созидании, каким, безусловно, является машиностроение, не относится к остро политизированной сфере. «В этой связи мы можем наблюдать, что предприятия в основу сотрудничества, в том числе и зарубежного, закладывают в первую очередь финансово-хозяйственную целесообразность. В этой связи было бы не вполне корректно предполагать о наличии тех или иных предпочтений, лежащих вне поля равного партнёрского диалога. Мы приветствуем расширение кооперационных связей с зарубежными контрагентами при условии, что речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве», – заявили в департаменте.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!