Планы по развитию ФГИС Росаккредитации представлены на конференции «ИКТ в госсекторе 2017»

12 апреля 2017 г.

На прошедшей в Москве конференции «ИКТ в госсекторе 2017», участники которой традиционно обсуждают ключевые тенденции развития рынка информационно-коммуникационных технологий в госсекторе, заместитель начальника Управления административно-финансовой деятельности и развития информационных технологий Росаккредитации Юрий Бутенко поделился опытом создания ФГИС Росаккредитации как одного из ключевых инструментов реализации реформы национальной системы аккредитации и планами предстоящей модернизации Системы.

Образованная в ноябре 2011 года Служба уже в 2013 году приступила к созданию единой для всех участников системы аккредитации в Российской Федерации Федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (ФГИС Росаккредитации). Сегодня ФГИС объединяет в единой информационной среде более 15 тыс. пользователей: специалистов структурных подразделений Росаккредитации, аккредитованных лиц (органов по сертификации, испытательных лаборатории, провайдеров межлабораторных сличительных испытаний, органов инспекции и других), экспертных организаций и экспертов по аккредитации.

Реализованный во ФГИС Росаккредитации функционал с учетом ограниченной штатной численности Росаккредитации играет решающую роль в обеспечении требуемого уровня производительности специалистов Службы - по итогам 2016 года Росаккредитацией в общей сложности проведено более 1300 проверок, предоставлено более 50 000 государственных услуг.

В настоящее время в информационных ресурсах Росаккредитации обрабатываются сведения о более 1,8 млн. сертификатов соответствия, 3,4 млн. деклараций о соответствии и 31 млн. протоколов испытаний – информации, необходимой для осуществления функций Росаккредитации по мониторингу и государственному контролю за деятельностью аккредитованных лиц.

Федеральная служба по аккредитации является активным участником  межведомственного информационного взаимодействия. Разработаны и функционируют два сервиса по предоставлению сведений из реестров Службы в СМЭВ 2.х и 8 видов сведений в СМЭВ 3.х, которые обрабатывают более 5 млн. запросов ежегодно. Основной объем запросов информации из реестров Росаккредитации посредством данных сервисов приходится на Федеральную таможенную службу РФ.

Системой также ежегодно обрабатывается более 25 млн. запросов сведений из информационных ресурсов, опубликованных на сайте Федеральной службы по аккредитации.

Стремительно набирает популярность электронный сервис регистрации деклараций, представленный на официальном сайте Службы. С его помощью производители продукции или представляющие производителей на российском рынке дистрибуторы могут самостоятельно, без обращения к услугам посредников, регистрировать декларации о соответствии продукции в государственных реестрах Российской Федерации. «За 2016 год через сервис зарегистрировано около 30 тыс. деклараций о соответствии, что почти в 1,5 раза больше, чем за 2015 год», - отметил докладчик.

Говоря о плановой модернизации ФГИС Росаккредитации, которая будет проходить в течение двух ближайших лет, Юрий Бутенко отметил, что для повышения гибкости управления конфигурацией  вычислительной инфраструктуры и увеличения производительности системы в 1 квартале 2017 года выполнена миграция центра обработки данных ФГИС Росаккредитации на технологическую площадку поставщика услуг облачных сервисов.

В соответствии  с проводимой государственной политикой в области информатизации в настоящее время в Федеральной службе по аккредитации проводят анализ отечественных решений по управлению документами и бизнес процессами, отечественных систем управления базами данных для использования их в качестве платформы модернизированной ФГИС. Одними из видимых эффектов перехода на новую платформу должно стать не только повышение производительности и надежности системы, но и улучшение эргономических свойств ФГИС Росаккредитации.

Представитель Службы выразил уверенность, что самый большой аналитический блок работы будет посвящен разработке системы нормативно-справочной информации и структуризации данных. «Более 100 млн. записей, которые заведены в старых форматах, в прежних, укрупненных форматах - в основном это неформализованные данные. Эти данные нужно будет привести к новой декомпозированной структуре и мигрировать их в структуру в новой системе управления базами данных уже в 2017 году», - сообщил он.

Приоритетным направлением в сфере информатизации национальной системы аккредитации остается проводимая работа по переходу на обмен юридически значимыми данными вместо обмена  документами, оформленными по традиционной технологии.

В планах ведомства и максимальное повышение доступности сведений государственных реестров для участников сферы розничной торговли. Для этого Росаккредитация планирует в несколько этапов  разработать открытые программные интерфейсы, позволяющие по запросу определенного формата получать в структурированном виде сведения реестров. В перспективе  планируется обеспечивать учет транзакций по чтению данных из реестров Росаккредитации.

В завершении доклада Юрий Бутенко обратил внимание участников, что «информационная система уровня ФГИС Росаккредитации является системообразующим проектом, и её развитие не может и не должно  рассматриваться как некое ведомственное ИТ-решение». «Поэтому к определению подходов развития и решения озвученных задач Росаккредитацией привлекаются не только специалисты Службы по основным направлениям деятельности, но и специалисты других органов власти, являющихся потребителями данных Росаккредитации – ФТС России, Минтруда, Росздавнадзора, Росстандарта и других федеральных ведомств», - подчеркнул представитель Федеральной службы по аккредитации.

Cnews_схема обмена данных
Скачать файл

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!