II Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» закончил работу в Москве

16 мая 2016 г.

В Москве завершил работу II Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», организованный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) при поддержке правительства РФ.

Руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин в своем докладе «Государственная политика в области промышленной безопасности: состояние и перспективы» отметил, что для государства и общества безусловными приоритетами в области безопасности производства являются реализация конституционных прав граждан на жизнь, на безопасный труд, на благоприятную окружающую среду. Для бизнеса – это сохранность и бесперебойная работа предприятий, а для наемного менеджмента, как правило, приоритетом является сокращение административных барьеров, снижение затрат. Трудящиеся и члены их семей всегда выступают за максимально жесткий контроль со стороны государства.

DSC_5747.JPG

Эти приоритеты учитываются при разработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности. «Все они должны быть отражены и в наших перспективных документах», – подчеркнул Алёшин.

Текущую ситуацию в области промышленной безопасности глава Ростехнадзора оценил как стабильную. Сводные показатели смертельного травматизма на опасных производственных объектах являются минимальными за период с 1995 года.

Вместе с тем количество аварий на башенных кранах увеличилось на 58%, а количество смертельных несчастных случаев при эксплуатации этих механизмов увеличилось на 64%. Широкий общественный резонанс вызвала череда аварий лифтов в разных городах страны.

«Напомню, что при принятии решения об исключении их из категории опасных производственных объектов государство руководствовалось презумпцией добросовестности эксплуатирующих организаций, рассчитывало на их способность самостоятельно обеспечить безопасную эксплуатацию. Где-то не получилось, – отметил докладчик. – Решение этой проблемы – одно из приоритетных направлений работы на этот год. 11 мая Государственной Думой принят в первом чтении разработанный Ростехнадзором законопроект, наделяющий Правительство России полномочиями по утверждению требований безопасной эксплуатации лифтов, инвалидных подъемников и эскалаторов».

Среди главных причин, отрицательно влияющих на обеспечение промышленной безопасности, Алёшин назвал «системные, устойчиво повторяющиеся в течение многих лет нарушения требований вследствие неудовлетворительной организации производственных процессов (низкий уровень квалификации руководящего состава и инженерных работников); постоянные нарушения требований безопасности по поведенческим причинам (так называемый человеческий фактор – сознательное пренебрежение требованиями и элементарными правилами безопасности)».

В качестве примера глава Ростехнадзора привел типичную ситуацию: «Наши инспектора выходят на объект, видят нарушения, непосредственно угрожающие жизни и здоровью людей, приостанавливают его. После устранения нарушений объект продолжает работу. Через некоторое время приходим повторно – те же самые нарушения».

«В этой связи предлагаю рассмотреть возможность введения уголовной ответственности руководителей и других работников за неоднократное грубое нарушение требований безопасности, отклонения от которых создают угрозу жизни и здоровью людей, даже если отклонения эти еще не привели к гибели работников, – заявил Алёшин. – Одновременно с этим, в соответствии с указаниями Президента России, мы готовы (и я уже дал соответствующее поручение) максимально, насколько это возможно в рамках действующего законодательства, не применять весь «арсенал» санкций при первичном выявлении не грубых нарушений».

Также глава Ростехнадзора обратил внимание на неэффективность систем управления промышленной безопасностью на отдельных предприятиях.

«На бумаге» всё оформлено, ответственные сотрудники получают заработную плату, но приходит наш инспектор и выявляет в десятки раз больше нарушений, чем они. Главная причина такой ситуации – в полной зависимости ответственных работников от директора. В предупреждении аварий, как правило, абсолютно не задействованы собственники. Может быть, имеет смысл возложить общее руководство этими процессами не на менеджмент компаний, а на соответствующие советы директоров», – предложил Алёшин.

Глава Ростехнадзора заявил, что ведомство успешно реализует конкретные задачи по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, поставленные Президентом РФ и утвержденные Правительством России. «Уже сегодня количество плановых проверок в области промышленной безопасности существенно сократилось. В первый же год после внедрения «статической» модели риск-ориентированного надзора (2014) – почти на 58%, общее количество плановых и внеплановых проверок – на 27 процентов. В 2015 году количество плановых проверок сократилось еще на 17%. Существенно (почти на 30%) сократилось и количество проверок в рамках государственного строительного надзора. Введен инструмент обоснования безопасности опасного производственного объекта, предусматривающий разработку индивидуальных требований промышленной безопасности для новых объектов на основе анализа риска. Можно подсчитать экономию, полученную бизнесом от этих мер. Речь идёт о миллиардах рублей».

«Аналогичного результата по всей «линейке» контрольных функций Ростехнадзора мы будем добиваться, внедряя методы риск-ориентированного надзора в соответствующих отраслях права», – подчеркнул Алёшин.

По его словам, одним из важнейших направлений работы Ростехнадзора является нормотворческая деятельность. В 2015 году были разработаны 12 проектов постановлений Правительства РФ (11 из них приняты в 2015 году). Прошли государственную регистрацию в Минюсте России 68 нормативных правовых актов Ростехнадзора. В 2016 году разработано и отправлено на межведомственные согласования 5 проектов постановлений Правительства. Запланирована разработка 15 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, 11 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 4 административных регламента и 11 иных нормативных правовых актов.

Алёшин напомнил, что в настоящее время три законопроекта рассматриваются в Госдуме, два – внесены в Правительство. Эти документы касаются вопросов:

  1. внедрения «статической» модели риск-ориентированного надзора в отношении гидротехнических сооружений;
  2. повышения требований к саморегулируемым организациям в строительной сфере;
  3. установления национальных требований к обеспечению безопасности лифтов;
  4. автоматизации контроля наличия полисов обязательного страхования гражданской ответственности;
  5. совершенствования процедур аттестации руководителей и специалистов опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики.

«Срочнейшая задача - переломить негативный тренд в аварийности башенных кранов. Для этого мы предлагаем повысить класс опасности соответствующих объектов (до третьего), чтобы вернуть плановые проверочные мероприятия. Соответствующий законопроект разработан и проходит межведомственные согласования», – заявил Алёшин.

В своем докладе руководитель Ростехнадзора определил основные направления работы ведомства на ближайшую перспективу.

«Продолжим развивать новые инструменты риск-ориентированного надзора, прежде всего – в плане перехода от чисто статических к динамическим его моделям. Для объектов одного класса опасности (не меняя в целом саму классификацию) будет определена приоритетность проведения контрольных мероприятий. В этой же связи будем продвигаться дальше в плане формирования системы дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных информационно-коммуникационных технологий, - сообщил глава Службы. - Предполагается, что информация о значениях критических для безопасности параметров технологических процессов, выводимая на пульты диспетчеров, в определенной части будет дублироваться в Ростехнадзоре».

Также руководитель Ростехнадзора рассказал, что подготовлены предложения по внесению изменений в постановление Правительства РФ о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, направленных на обеспечение возможности применения дистанционного мониторинга в качестве альтернативы отдельным мероприятиям по контролю.

Ростехнадзор выступает за то, чтобы во всех крупных поднадзорных объектах появились таблички с номерами «телефонов доверия» территориальных управлений – для сообщения о фактах нарушений, остающихся без внимания руководства, и произошедших авариях. Эти номера должны знать и работники, и члены их семей, отметил глава ведомства. Ростехнадзор совместно с рядом ведущих вузов страны поддерживает инициативу по созданию сетевого университета в сфере промышленной, ядерной и энергетической безопасности, призванного обеспечить консолидацию интеллектуальных, информационных и инновационных ресурсов в этой сфере.

Завершая своё выступление, Алексей Алёшин призвал представителей российского бизнес-сообщества к развитию культуры безопасности, «которая должна стать высшим приоритетом в повседневной деятельности и внутренней потребностью как работников, так и их руководителей», и подчеркнул, что Ростехнадзор всегда готов к конструктивному диалогу с предпринимателями.

DSC_5915.JPG

С докладами на пленарном заседании также выступили министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, президент НП «НАКС» Николай Алёшин, Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук, вице-президент Общероссийской общественной организации «Опора России» Марина Блудян.

DSC_5722.JPG После пленарного заседания около 500 участников и гостей второго Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» приняли участие в работе четырех тематических круглых столов.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!