Интервью заместителя руководителя Владимира Козивкина журналу «Промышленность и безопасность»

10 августа 2016 г.

Коррупция - зло в современной России, затрагивающее многие аспекты жизни. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на его имидже и, самое главное, подрывает доверие граждан к власти. Искоренить коррупцию – вот главная задача на всех уровнях государственного управления. Как ведется работа по предотвращению коррупции в Ростехнадзоре, главному редактору журнала «Промышленность и безопасность» Илье Малько рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Владимир Козивкин.

Добрый день, Владимир Владимирович. Расскажите, как организована работа по профилактике и предотвращению коррупционных явлений в центральном аппарате Ростехнадзора и его территориальных управлениях?
Добрый день! Ростехнадзор как федеральный орган исполнительной власти организует работу по профилактике и предотвращению коррупционных правонарушений в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации, решениями Совета по противодействию коррупции при главе государства. Разработанный в Службе комплекс мероприятий по профилактике и предотвращению коррупции носит системный и плановый характер – от центрального аппарата до территориальных органов и подведомственных организаций. На всех уровнях работают должностные лица, ответственные за их надлежащее выполнение. Организован постоянный мониторинг этой работы.
Разработан и введен в действие полный пакет нормативных актов, составляющих правовую основу деятельности по противодействию коррупции. В частности, предписано строгое соблюдение государственными гражданскими служащими Ростехнадзора и работниками подведомственных ему организаций ограничений, запретов и обязанностей, существенно ограничивающих возможность совершения действий коррупционного характера. Должным образом регламентирована работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданных во всех территориальных управлениях и центральном аппарате Ростехнадзора. Определен порядок уведомления работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Только в 2015 году Ростехнадзором изданы 12 нормативных правовых актов, зарегистрированные Минюстом России. Аналогичная работа проводится и в текущем году. Вы ранее говорили о конфликте интересов, нашим читателям будет интересно узнать об этом подробнее.
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам организации, где он работает. В ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, которое прошло 26 января 2016 года, главой государства было определено, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов являются важнейшими задачами государственных и муниципальных органов. Таким образом, приоритетными являются меры по предотвращению конфликта интересов, которые в равной степени применяются к любым должностным лицам без исключения. Для всех категорий государственных и муниципальных служащих установлен запрет на осуществление коммерческой деятельности. Их участие в управлении любым хозяйствующим объектом или субъектом неприемлемо.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» должностное лицо обязано уведомить о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Что конкретно предпринимается?
Принятый в Ростехнадзоре план противодействия коррупции на 2016-2017 годы учитывает как опыт прошлых лет, так и содержит антикоррупционные нормы, обусловленные новыми реалиями. В рамках плана реализуется комплекс организационных, разъяснительных мер по соблюдению государственными служащими Ростехнадзора запретов, ограничений и требований, установленных для противодействия коррупции. Для этих целей привлекаются общественные объединения; ведётся работа по повышению эффективности противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Ростехнадзором; проводится обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности для выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных контрольно-надзорных функций.
Процесс по противодействию также включает работу по внедрению в Ростехнадзоре компьютерной программы «ГС+», обеспечивающей обработку справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведение анализа указанных в них сведений, осуществление межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции. Данная программа позволяет выявить расхождения в представленных государственными служащими сведениях, что является основанием для проведения соответствующих проверок. Разработан и реализуется комплекс мероприятий по недопущению возникновения конфликта интересов при закупках товаров, работ, услуг. В Ростехнадзоре все закупки производятся с соблюдением действующего законодательства. Кроме того, осуществляется антикоррупционная экспертиза проектов всех ведомственных нормативных актов с целью выявления и устранения в них коррупциогенных факторов. В 2015 году и первом полугодии 2016 года была проведена антикоррупционная экспертиза 85 проектов. Выявлены 3 коррупциогенных фактора, которые были исключены при дальнейшей работе. Налажено взаимодействие с правоохранительными органами, куда нами систематически направляется информация, содержащая признаки возможных коррупционных правонарушений. Упор делается на то, чтобы побудить руководителей территориальных органов и подведомственных организаций строго соблюдать нормативные правовые акты, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в части полноты, своевременности проводимых мероприятий. Так как нарушение даже одного из установленных требований может повлечь за собой цепочку негативных последствий и, как следствие, сформировать условия для коррупционных проявлений. Расскажите, какие еще антикоррупционные мероприятия проводятся руководством Ростехнадзора?
Как я уже говорил, осуществляются проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как граждан, претендующих на замещение вакантных должностей, так и замещающих их государственных служащих. В текущем году такие сведения были представлены всеми государственными служащими Ростехнадзора и работниками подведомственных организаций. В настоящее время продолжается проверка достоверности и полноты представленной информации. Эта работа будет завершена в установленный законом срок.
Необходимо отметить, что главное в работе по профилактике коррупции – это устранение предпосылок ее возникновения. Эта задача стоит как перед руководителем Ростехнадзора, его заместителями и руководителями территориальных управлений подведомственных организаций, так и перед каждым сотрудником нашей Службы. На постоянной основе осуществляется анализ ведения контрольно-надзорной деятельности, результатов судебно-претензионной работы, выборочно проводится проверка материалов, полученных в результате контрольно-надзорных мероприятий. Считаю необходимым отметить важность такого инструмента, как правовое просвещение и оказание государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению. Мы систематически доводим до работников информацию об изменениях в законодательстве. Регулярно проводим информационные мероприятия (совещания, вебинары, семинары) направленные на привитие государственным гражданским служащим отрицательного отношения к коррупции. В ходе проведения аттестации государственных служащих, на квалификационных экзаменах проверяется, в том числе, и уровень знания ими антикоррупционного законодательства. Существует ли взаимодействие между Ростехнадзором и поднадзорными организациями в части борьбы с коррупцией?
В Ростехнадзоре организована эффективная система обратной связи, позволяющая корректировать проводимую антикоррупционную работу в центральном аппарате, территориальных органах Ростехнадзора и подведомственных организациях. У нас работает «горячая линия» для приема сообщений граждан и юридических лиц о фактах коррупции. Напомню ее номер в Москве еще раз: (495) 645-89-54. Такие же «горячие линии» и формы обратной связи есть во всех территориальных органах Ростехнадзора. Систематически проводятся «прямые линии» по профилактике коррупционных преступлений.
В ближайшее время будет доработано программное обеспечение, позволяющее аккумулировать в центральном аппарате все сообщения, передаваемые по «горячим линиям» территориальных управлений и подведомственных организаций. Отдельно хочу отметить, что поднадзорные организации зачастую сами являются побудителями коррупционных действий. Такие ситуации возникают, как правило, на опасных объектах, где владельцы и менеджмент уклоняются от надлежащего исполнения правил промышленной безопасности. По каким-то причинам эти люди вместо устранения выявленных нарушений пытаются «решить проблему», в том числе через попытки склонения наших сотрудников к получению взяток. А если это не получается, то начинают закидывать инстанции сообщениями о якобы предвзятом отношении сотрудников нашей Службы. На проверку таких объектов мы обращаем самое пристальное внимание. Очевидно, что инспектор может покуситься на извлечение корыстной выгоды только при условии ненадлежащего состояния поднадзорного объекта и при наличии желания владельцев вознаградить его за сокрытие объективной картины. А вы проводите эти меры в одностороннем порядке? Можно ли сказать, что руководство поднадзорных организаций мешает борьбе с коррупцией?
Конечно, нет. Мы открыты для диалога. По решению Коллегии Ростехнадзора со второго полугодия 2015 года в работу территориальных органов введена практика проведения совещаний, круглых столов и конференций с представителями поднадзорных организаций в целях профилактики коррупционных правонарушений. На них представители указанных структур имеют возможность обсудить с представителями Службы злободневные вопросы, а также информируются о последних изменениях в нормативной базе Ростехнадзора, порядке применения административных наказаний, рассматриваются возможные варианты взаимодействия при выявлении фактов коррупции как со стороны должностных лиц Ростехнадзора, так и работников поднадзорных организаций.
Только в первом квартале 2016 года территориальные органы Ростехнадзора провели 65 подобных мероприятий. В них приняли участие представители предприятий всех отраслей промышленности: металлургической, атомной, нефтеперерабатывающей, угледобывающей, машиностроительной и т.д. В Ростехнадзоре проводят анализ причин, которые привели к совершению правонарушений со стороны сотрудников? Какие меры приняты для того, чтобы случаи со взятками больше не повторялись?
Анализ уголовных дел, возбужденных в отношении государственных служащих Ростехнадзора, показал, что их фигурантами преимущественно являются руководители среднего звена. Это говорит о недостаточном контроле за их деятельностью со стороны руководства территориальных управлений, а также обязывает нас нацеливать профилактические и предупредительные мероприятия прежде всего на эту категорию.
Подавляющее большинство уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников Ростехнадзора, связано с осуществлением надзорной деятельности при проведении проверок. В текущем году правоохранительными органами за совершение коррупционных преступлений задержано 9 работников Ростехнадзора (за аналогичный период прошлого года таких случаев было 12). Каждый факт задержания сотрудников Ростехнадзора подвергается анализу, в ходе которого мы стараемся установить предпосылки, причины и условия, способствовавшие совершению противоправного деяния. Кроме этого по сложившейся практике ежегодно готовится обзор вынесенных судебных решений по результатам расследования уголовных дел, возбужденных в отношении работников Службы, который мы доводим до государственных гражданских служащих в качестве примеров наказания за совершение коррупционных правонарушений. Результатом этой работы стало увеличение количества полученных от работников Ростехнадзора уведомлений о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений. В качестве положительного результата можно привести пример задержания генерального директора коммерческой организации в июне текущего года. Оно стало возможным после уведомления работником Центрального управления Ростехнадзора руководства территориального органа о намерении склонить его к взятке. Такие случаи уже не единичны, что указывает на формирование своего рода иммунитета к коррупционным явлениям. Мы видим, что ситуация не быстро, но выравнивается. Уровень профилактической работы растет, при этом в конце нашей беседы хочу подтвердить, что подавляющее большинство наших сотрудников обладает должным уровнем правосознания, понимает свою ответственность за результаты контрольно-надзорной деятельности. Работают профессионально, с высокой степенью ответственности.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Только самые важные новости из мира сертификации, ЕврАзЭС и промышленной безопасности!